Карта территорий

Í

Королевский замок

Орденская крепость была заложена в 1255 году на месте захваченного рыцарями Тевтонского ордена прусского городища Твангсте. Место было выбрано богемским королем Оттокаром II Пржемыслом, возглавлявшим самый масштабный поход крестоносцев на земли пруссов.

Первоначально крепость была вально-земляным сооружением, усиленным частоколом из бревен. С 1257 года приступили к строительству новой крепости к западу от старой, на этот раз из камня и кирпича. Второе укрепление представляло собой в плане четырёхугольник с оборонительными башнями и деревянным блокгаузом. С 1260 по 1262 год крепость выдержала осаду войска восставших пруссов. К началу XIV века замок был окончательно достроен из камня и имел форму четырёхугольника с восьмью оборонительными башнями, зданием Дома конвента и двумя форбургами.

Подробная информация

Í

Дом конвента

Здание Дома конвента в Королевском замке было возведено к началу XIV века − ещё на первом этапе строительства каменной крепости. В нем расположились залы для собраний, трапезы и жилья, а также архив и часовня.

После секуляризации Орденского государства и образования в 1525 году Прусского герцогства по приказу герцога Альбрехта Гогенцоллерна началась перестройка помещений в соответствии с требованиями времени. Первоначально в здании Дома конвента разобрали северный и восточный флигели, а к 1584 году его разобрали окончательно и возвели западный флигель замка с кирхой и большим залом для торжеств, получившим после 1697 года название «Зал Московитов» в честь Великого Посольства Петра I.

Í

Раскоп флигеля Королевского замка

В годы Второй мировой войны, после налета английской авиации на Кёнигсберг в августе 1944 года, Королевский замок горел и превратился в руины. С первых послевоенных лет руины играли роль «испытательного полигона» по бессистемному поиску культурных ценностей. Десятки экспедиций и отдельных поисковиков обследовали помещения замка. В 1963-1967 гг. существовали планы сохранения западного и восточного флигелей замка для размещения там экспозиций краеведческого музея. Однако было принято решение о сносе руин и строительстве Центральной площади перед будущим Домом Советов.

К 2005 году, во многом благодаря усилиям представителей немецкого журнала «Шпигель», занимавшихся поиском Янтарной комнаты, подземные сооружения западного флигеля и замковой башни были полностью раскопаны, обнаружено большое количество архитектурных деталей XIV − XIX вв. Сенсацию произвело обнаружение клада предметов астрологии, принадлежавших королю Фридриху Вильгельму II. К 750-летнему юбилею города Областной историко-художественный музей на месте раскопок создал музейную экспозицию под открытым небом.

Подробно про раскоп и конкурс.

Í

Кафедральный собор

Днём рождения собора считают 13 сентября 1333 года — то есть дату первого упоминания в документах, когда магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал постройку собора-крепости, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на это разрешения и собор возводился исключительно как культовое сооружение. Главное впечатление, которое и сейчас он производит, − бесконечный простор, и это отличает его от стремящихся ввысь соборов поздней готики.

В 1525 году Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский освободил Пруссию от власти Папы Римского и принял лютеранство. Перемены коснулись и Кафедрального собора, который был передан Кнайпхофу, а затем университету Альбертина. В 1804 году у собора обрел последнее пристанище Иммануил Кант. К 200-летию со дня рождения философа, в 1924 году, был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» работы архитектора Фридриха Ларса. Между 1901 и 1907 годами Рихардом Детлефсеном была проведена очередная реставрация собора, главному фасаду вернули черты XIV века, заметно измененные различными перестройками.

В годы Второй мировой войны Кафедральный собор сильно пострадал, долгие годы оставаясь величественной руиной. От окончательного разрушения его спасла могила Канта, считавшегося в СССР провозвестником коммунистической идеологии. Статус памятника республиканского значения Кафедральный собор в Калининграде получил в 1960 году, в 1992-м развалины были законсервированы и начались работы по реконструкции памятника.

Í

Старый Кафедральный собор

Первый Кафедральный собор был построен в Альтштадте по приказу Замландского епископа Зигфрида в 1297-1302 гг. Святыми покровителями этого собора были Св. Адальберт и Св. Елизабет. Но город рос, и уже к 1320 г. этого собора было недостаточно. Вскоре началась его перестройка. Однако и она не удовлетворяла потребностям жителей, поэтому в 1330 г. культовое сооружение разобрали.

Кирпич использовали на строительство нового Кафедрального собора на Кнайпхофе. Специально для доставки его на остров через Прегель построили мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта прорубили ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран, просуществовав только пятьдесят лет, то ворота простояли ещё шестьсот лет — вплоть до Второй мировой войны.

Í

Штайндаммская кирха

Из городских средневековых кирх в нашей области Штайндаммская − старейшая. Основана в 1256 г. (по некоторым источникам − в 1255 г.) как часовня святого Николая, разрушена во время второго прусского восстания в 1263 года. Позже, в первой четверти XIV в., на том же месте, с использованием старых стен возведено новое массивное сооружение в стиле ранней готики. После реформации, в 1526 году церковь использовалась для проведения богослужений для литовцев и поляков, оставаясь католической, после чего иногда называлась Польской (Polnische Kirche). Во время Семилетней войны Восточная Пруссия вошла в состав Российской Империи, и Штайндаммская кирха в эти годы принадлежала Русской православной церкви. В 1807-1813 гг., при наполеоновской оккупации, французы разместили здесь тюрьму, а впоследствии лазарет. В XIX и начале XX в. там размещалась гарнизонная, а позже университетская лютеранская кирха. В 1888 г. церковь подверглась капитальному ремонту, несколько изменился ее внешний облик.

Во время Второй мировой войны кирха сильно пострадала, хотя в 1956 году этот объект еще значился в списке архитектурных памятников Калининграда. Окончательно уничтожили кирху в конце 50-х, при прокладке Ленинского проспекта.

Í

Новая Альтштадтская кирха

Альтштадтская кирха (Altstädtische Kirche) − евангелическая кирха Кёнигсберга. Ее закладка состоялась 22 июня 1838 года, освящение − 15 октября 1845 года. Проект разработал известнейший европейский архитектор Карл Фридрих Шинкель. Выполнена в неоготическом английском стиле. Здание имело нетрадиционную форму ступенчатого ромба с множеством контрфорсов по бокам.

Обычно церкви строились строго с ориентацией по сторонам света: алтарём на восток, башней на запад. Новое здание Альтштадтской кирхи являлось исключением: башня находилась на юго-востоке, а алтарь − на северо-западе.

Кирха служила местом хранения убранства старой Альтштадтской кирхи, откуда были перенесены богатый тринадцатиметровый алтарь 1606 года работы мастера Терлецки из Кёнигсберга, орган Каспарини и три старых колокола, отлитых в 1469, 1622 и 1711 годах.

Кирха была повреждена при налёте английской авиации в ночь с 27 на 28 августа 1944 года. Во время штурма города в апреле 1945 года ей также досталось. После войны сооружение постепенно разбиралось, на развалинах снимали советские фильмы, а в конце 1950-х кирха была окончательно уничтожена.

Í

Бург-кирха

Бург-кирха (Burgkirche) − а с 1819 года Немецкая реформатская церковь (Deutsch Reformierte Kirche) − крепостная кирха Кёнигсберга. Ее проект кирхи выполнил берлинский архитектор Иоганн Арнольд Неринг в 1685-1687 годах. Здание представляло собой как бы уменьшенную копию Новой кирхи в Гааге, возведённой в 1649-1655 годах. В основание церкви была вмурована мемориальная табличка с информацией о том, что первый камень заложил лично курфюрст Фридрих III 25 мая 1690 года.

Храм имел сложную объёмно-пространственную композицию, вытянутую с севера на юг. Колокола отлиты в 1707 году. Высота башни церкви − 57,5 м (осталась недостроенной). Здание было очень сильно повреждено во время Второй мировой войны. Руины кирхи простояли вплоть до 1954 года, после чего были взорваны.

Í

Новая синагога

С 1671 г. начинается история еврейской общины Кёнигсберга. В этом году Великий курфюрст Фридрих Вильгельм I (1620-1688), известный своей толерантностью по отношению к иным конфессиям, допустил в Бранденбург-Пруссию евреев, бежавших из Вены от гнева австрийского императора.

В 1756 г., когда в городе жили уже больше 300 евреев, была освящена первая кёнигсбергская синагога, сгоревшая в 1811 г. Новая синагога появилась спустя четыре года на улице Синагогенштрассе. Позднее ее стали называть «Старой», а «Новой» именовалась большая хоральная синагога, освящённая в 1896 г.
В 1934 г. в здании Новой синагоги открылась еврейская школа.

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. произошло событие, положившее начало одной из самых мрачных страниц в истории XX в. — массовому уничтожению евреев нацистами, тогда синагоги и другие еврейские учреждения города были разгромлены и сожжены.

Í

Сиротский приют

В 1904 году, к северу от синагоги, знаменитым архитектором Хайтманном построен еврейский Сиротский приют с вечерней школой. В 1938 г., во время устроенной нацистами «хрустальной ночи», синагога была сожжена, а сиротский приют разграблен.

Здание приюта сохранилось, но было перестроено и теперь существует в значительно упрощённом виде. В настоящее время в нём расположено общежитие.

Í

Новое здание университета

В день 300-летия Альбертины, в 1844 году, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV заложил первый камень в фундамент нового здания университета на Парадеплац. Корпус, построенный по проекту Фридриха Штюлера в неоренессансном стиле с галереей, скульптурами на крыше и барельефами на фасаде из жёлтого клинкерного кирпича, было открыто спустя 18 лет и было рассчитано на 500 человек.

В 20-е годы ХХ века назрела необходимость расширения здания Альбертины. Проект пристройки выполнил архитектор Роберт Либенталь, существенно увеличив полезные площади университетского здания, не вступая в спор с великолепием главного фасада.

В конце Второй мировой войны здание университета сгорело и оставалось руинированным вплоть до 1960-х годов, когда остатки галереи были разобраны, а здание восстановили в упрощённом виде. Сначала в нем расположилась средняя школа, затем пединститут, который со временем получил статус университета.

Í

Штадтхалле

Замысел строительства большого концертного городского зала возник после того, как Кёнигсберг стал королевским городом-резиденцией. Проект берлинского архитектора Рихарда Зеела предусматривал два зала: один на 1600 мест и другой камерный, причём внутреннее убранство было гораздо роскошнее сдержанного экстерьера.

В 1912 году здание Штадтхалле было открыто. К берегу Замкового пруда спускалась широкая терраса с кафе и садовым павильоном. Во время войны концертный зал сгорел и простоял в руинах до начала 1980-х. В 1981-1986 гг. здание было отреставрировано и реконструировано для нужд Областного историко-художественного музея, отдав залы под экспозиции.

Í

Биржа

Нетипичное для Кёнигсберга здание в стиле итальянского ренессанса с элементами классицизма спроектировано архитектором Мюллером из Бремена. И сама «южная» архитектура Генуи и Венеции, и южный материал фасада − песчаник, очень непрактичный в сыром балтийском климате — демонстрировали стремление кёнигсбергских купцов указать на своё наследование купечеству Генуи и Венеции. Здание было торжественно открыто в 1875 году и использовалось не только для торгов, но и для выставок и концертов.

В результате Второй мировой войны здание биржи сильно пострадало. После оно использовалось в качестве декорации к фильмам о войне. В 1960 году зданию придали статус памятника архитектуры республиканского значения, и только спустя 7 лет провели реконструкцию. При этом внешний вид остался довольно близким к довоенному, но интерьер оказался в значительной мере изменен.

Í

Янтарная мануфактура

Здание построено в 1899 году. С 1926 года в нём размещалась специально основанная Янтарная мануфактура Кёнигсберга, которая имела филиалы в Берлине и Данциге. Здесь располагались сортировочная фабрика, цех прессования и дирекция. В течение десяти лет скульптор Брахерт был художественным консультантом мануфактуры, изделия которой были известны по всей Европе. Численность рабочих к концу 1930-х годов составляла 2650 человек. Представительства мануфактуры были открыты в Париже, Лондоне, Вене, Брюсселе и Нью-Йорке. Изделия мануфактуры получили международное признание благодаря участию во многих выставках, где они не раз отмечались высокими наградами.

В советское время здание принадлежало военному ведомству и использовалось под общежитие. В 2013 году одно из зданий комплекса передано Музею янтаря, второе Музею Мирового океана для создания экспозиций и открытого хранения музейных коллекций.

Í

Фридрихсбургские ворота

Фридрихсбургские ворота 1852 года постройки − единственные исторические ворота Калининграда, которые вели не в город Кёнигсберг, а в одноимённую крепость, возведенную еще в XVII веке по указанию великого курфюрста Фридриха Вильгельма на южном берегу реки Прегель. Автором фасада ворот был Август Штюлер — придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Фасады центральной части ворот со стрельчатой аркой проезда снаюжены двумя массивными башнями. По горизонтали ворота разделены на два яруса — массивный низ, видимо совпадающий с линией валов, и площадку с парапетом, украшенным орнаментом готической формы из красного кирпича. На каменном пояске над въездной аркой вырезана надпись «Форт Фридрихсбург», а в поле парапета вставлен герб Пруссии.

Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года Фридрихсбургские ворота подверглись разрушению. Была утрачена юго-восточная башня и южная часть восточной стены кордегардии. В послевоенное время в воротах располагалась полевая военная типография, потом автоколонна. В 1960 году Фридрихсбургские ворота были взяты на государственную охрану как памятник архитектуры, в 2002 году получили статус объекта культурного наследия федерального значения, в марте 2007 года были переданы Музею Мирового океана для реставрации и музеефикации, в 2012 году открыты с экспозицией «Корабельное воскресение».

Í

Ров Фридрихсбургской крепости

Для усиления оборонительного пояса в 1657 году была построена гарнизонная цитадель — форт Фридрихсбург. Форт спроектировал придворный математик Христиан Оттер (1598-1660), опираясь на опыт голландской и бельгийской школ фортификации, тогда лучших в Европе. Цитадель расположили на важном в то время стратегическом направлении — в западной части валов, у примыкания их к левому берегу реки Прегель. Форт имел прямоугольную форму с выступающими по углам бастионами, состоял из земляного вала и водного рва, соединённого с рекой. Во внутреннем дворе форта располагались в разное время казармы, склады, арсенал, тюрьма, комендатура и гарнизонная кирха. Он служил не только базой и последним оплотом гарнизона, но и запирал проход по реке Прегель, контролируя ход кораблей к гавани Кёнигсберга. С постройкой цитадели в сочетании с оборонительными валами Кёнигсберг обрёл статус полной крепости.

В 1910 году крепость из-за утери военной функции снесли, освобождая место железнодорожному узлу и промышленному району при нём. Рвы были засыпаны, а бастионы и валы срыты. Сохранились только ворота.

Í

Кнайпхофская ратуша

Первая Кнайпхофская ратуша была построена на улице Хлебных лавок в 1374 году. Спустя три века на том же месте появилась новая, в так называемом «нидерландском стиле ренессанса», с пилястрами, башней для колокола, позолоченной лестницей и фигурами медведей, держащих щиты с гербом Кнайпхофа.

После объединения трёх средневековых городов Альтштадта, Кнайпхофа и Лёбенихта в 1724 году в Кнайпхофской ратуше разместилась администрация объединённого города и оставалась в ней до 1926 года, когда муниципалитет переехал на Ганзейскую площадь (ныне площадь Победы). В освободившихся помещениях расположился специально созданный Музей истории города, известнейшей частью которого стал Музей Канта. Двумя годами раньше у входа в здание бывшей ратуши, рядом с двумя геральдическими медведями-щитодержателями, появилась скульптура Ганса Сагана, которая впоследствии была убрана нацистами. Фрагмент барельефа от постамента памятника Сагану сегодня хранится в музее Брахерта в пос. Отрадное, а геральдические медведи Кнайпхофа расположились в холле Кафедрального собора.

Í

Кнайпхофская гимназия

Новое здание гимназии Кнайпхофа построено приблизительно в 1865 году к северу от Кафедрального собора, на месте снесённой Новой коллегии. До этого времени Кнайпхофская гимназия располагалась в здании к югу от собора.

В 1897 году Епископский двор, располагавшийся западнее по берегу Нового Прегеля, снесли, а вместо него пристроили к гимназии гимнастический зал.

Í

Альбертина

Основанный в 1544 году герцогом Альбрехтом Гогенцоллерном кёнигсбергский университет обосновался в новом двухэтажном здании на Кнайпхофе. Восточной стеной оно было обращено к протоку, соединяющему Старый и Новый Прегель, а западная стена выходила во двор Кафедрального собора. В первом университетском здании были большая аудитория, жилые помещения, а также два карцера. В 1547 году здание было расширено за счет пристройки на севере, позднее ставшей городским архивом. В актовом зале так называемой Старой коллегии с 1875 года располагалась городская библиотека. С 1912 года в здании целиком размещались библиотека и городской архив.

Í

Голубая башня

В Средние века каждый из самостоятельных городов будущего Кёнигсберга из соображений безопасности обзавелся собственными стенами. По настоянию орденского маршала Хеннинга Шиндекопа (?—1370) в 1355-1370 годах стены были приведены в единую защитную систему, объединившую наружные обводы городов. Внешние стены были высокими, толстыми, с боевыми башнями по углам, в то время как стены, разделявшие города, были упрощенными и без башен. Городские стены Кнайпхофа с южной стороны укрепляли три башни. «Голубой» первоначально называлась средняя из них. Когда в 1735 году её снесли, название перешло к Пороховой башне на юго-восточной оконечности острова. Уже эта Голубая башня утратила свой острый готический верх в 1879 году, но сохранялась с плоской крышей до конца Второй мировой войны.

Í

Альтштадтская ратуша

В 1528 году старое здание Альтштадтской ратуши было перестроено в готическом стиле, на одной из башен разместились часы, на другой − бородатое лицо, которое во время боя часов высовывало язык. Эта физиономия получила народное имя Яппер. В 1757 году здание перестроили заново, Яппера перенесли на новый фасад, и он продолжал издеваться над кнайпхофцами до тех пор, пока спустя 17 лет в открытый рот его не залетел любопытный воробей. Механизм сломался, и еще через полвека Яппера альтштадтцы заменили на золочёную голову льва.

В 1724 году три средневековых города вместе с предместьями образовали объединённый Кёнигсберг, о чем в торжественной обстановке Альтштадтской ратуши было объявлено на собрании представителей всех трёх городов. После этого система управления городом существенно изменялась, а в ратуше расположился городской суд, просуществовав там вплоть до 1879 года. Затем там размещалась городская сберегательная касса. 6 марта 1940 года бывшая ратуша горела и была восстановлена. В августе 1944-го она горела повторно, руины сохранялись до начала пятидесятых годов, а потом были разобраны на кирпич.

Í

Бенедиктинский монастырь и Лёбенихтский госпиталь

В 1349 году великий магистр Тевтонского ордена учредил женский бенедиктинский монастырь, который был построен под наблюдением магистра Винриха фон Книпроде. Спустя два столетия монастырь преобразовали в госпиталь, который называли Лёбенихтским. После пожара 1764 года госпиталь с кирхой отстроены заново. В 1903 году Лёбенихтский госпиталь перевели на новое место.

Í

Пфайфен-башня и Ластадийные ворота

Находившиеся в юго-западном углу Альтштадта Ластадийные ворота с башней Пфайфен вели к альтштадтскому району Ластади, то есть к складам леса, сена, зерна и пр. Построены в конце XIV века после расширения западной части города и переноса границы. Утеряв актуальность, в 1734 году оказались разобраны.

Í

Башня и часть городской стены Альтштадта

Западная городская стена Альтштадта с тремя воротами и пятью массивными башнями была построена в конце XIV века − после того, как горожанам разрешили присоединить к укреплённому городу участок, находившийся западнее города (за улицей Коггенштрассе). Стену окружал широкий и глубокий ров с водой.

Í

Штайндаммские ворота

Через альтштадтские Штайндаммские ворота дорога вела по мосту, через городской ров к Штайндамму и кирхе святого Николая. Построены в конце XIV века, после расширения западной части города и переноса границы.

Í

Лёбенихтские ворота

В период между 1333 и 1350 годами жители Альтштадта приступили к замене первоначальных городских укреплений, представлявших собой земляной вал с деревянным частоколом, каменной стеной с бойницами. Нижняя часть стены была выложена из валунов, верхняя, где была проложена оборонительная галерея, − из кирпича. Примерно к 1370 году сооружение было готово. Лёбенихтские ворота находились в середине восточной части стены и связывали два соседних города − Альтштадт и Лёбенихт.

Í

Деревянный мост

Первый мост, соединявший остров Ломзе с «большой землёй» на севере, был построен в 1400 году и получил название Деревянного из-за своего назначения: он соединял Альтштадт с «дровяными лугами», где складировалась древесина, привезённая по реке из Литвы и восточных районов Пруссии. Ещё в Средние века мост был разводным: основные его конструкции были деревянными, разводная часть была узкой (около 4 м), в качестве противовесов использовались деревянные ящики, заполненные камнями.

В 1903-1904 годах чуть выше по течению из металла и камня выстроили новый Деревянный мост. Он был разводным, а путь через него шёл от Липовой улицы прямо в направлении площади Мюнхенхоф. При этом мостовое сооружение пересекало реку под углом 16 градусов, что усложняло его постройку. Для открытия моста использовалось давление воды из городского водопровода. Ширина Прегеля в этом месте составляет 76 м, оси вращения отстоят друг от друга на 24,5 м. В настоящее время мост не разводится, однако визуально почти полностью соответствует своему историческому виду.

Í

Медовый мост

Самый первый мост на этом месте возник в 1542 году, когда герцог Альбрехт в пику Альтштадту разрешил жителям Кнайпхофа построить мост, соединяющий их остров с Ломзе: до этого пользоваться лугами на острове Ломзе могли только альтштадтцы. Ось вращения моста состояла из четырехдюймового железного вала, противовес − из ящика с камнями. Путь к сооружению со стороны Кнайпхофа шёл через прочно запирающиеся Медовые ворота с башней.

Медовый мост был перестроен первым из всех кёнигсбергских «собратьев», это произошло ещё в 1879-1882 годах, по проекту строительных мастеров Эгера и Фрюлинга. Он был одним из первых разводных мостов с гидравлическим приводом в Германии. Его опоры допускали пропуск судов шириной до 10 м; конструкция была ассиметричной: одна стационарная часть имела длину 16 м, другая — 6,5 м. Покрытие разводных частей состояло из буковых досок на проезжей части и дубовых − на тротуарах. Открывание и закрывание моста производилось давлением городского водопровода, для чего требовалось всего 40 секунд. Мост с разводным механизмом сохранился почти в неизмененном состоянии.

Í

Кузнечный мост

Все три средневековых города − Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф − были тесно связаны между собой как политически, так и экономически, а плотная транспортная инфраструктура превращала их в единый организм. Для связи Альтштадта и Кнайпхофа одного Лавочного моста не хватало, и в 1397 году выше по течению Прегеля возвели новый мост − Кузнечный.

Мост имел каменные опоры и устои, пролёты были деревянными. К 1787 году мост сильно износился и был заменён новым, тоже деревянным. В 1896 году на его месте возвели новый — металлический, по аналогичной другим мостам схеме − для его разведения использовалось давление воды городского водопровода. На альтштадтской стороне находился мостовый домик.

Í

Потроховый мост

Потроховый мост построили в 1377 году третьим по счёту для более плотного соединения Кнайпхофа с Форштадтом и районом Ластади, где складировались доставленные водным транспортом товары. В древности существовало много вариаций наименования моста, но закрепилось название «Потроховый». Мост был разводным, состоял из трёх пролётов. В 1621 году он был смыт наводнением и отстроен заново, однако на этот раз без разводной конструкции. В камне и металле Потроховый мост перестроили в 1886 году, он снова стал разводным. Сгорел во время войны и был снесён вместе с опорами в 70-х годах ХХ века.

Í

Железнодорожный мост

Первый железнодорожный мост через Прегель относится к 1863-1865 годам. Это был первый стальной мост Кёнигсберга, впервые же снабженный поворотным механизмом. Вращающаяся часть была 15 м длиной с пешеходным трапом по обеим сторонам.

Поначалу мост предназначался только для колеи, ведущей от Восточного вокзала до Пиллауского, дальше продолжавшейся через Железнодорожные ворота и уходящей на Пиллау. После ввода в строй Двухъярусного моста старый мост стал лишним, но он был оставлен в качестве резервного на экстренные случаи. Жёсткую мостовую ферму демонтировали и положили на северном берегу. После Второй мировой войны на том же месте построили новый мост, ставший, подобно Двухъярусному, подъёмным по своей конструкции, но более скромных габаритов.