Объекты и проекты

Потроховый (Рабочий, Работный) мост (Köttelbrücke) появился в 1377 году, после Лавочного (Krämer Brücke,1286 г.) и Зеленого (Grüne Brücke, 1322 г.) мостов, чуть выше по течению старого русла реки Прегель. Перед строителями стояла задача более плотно соединить Кнайпхоф с Форштадтом (северными пригородами) и «дровяными лугами», где складировались товары, привезённые водным транспортом. Изначально мост был разводным и состоял из трех пролетов, но в 1621 году он был смыт наводнением и отстроен заново — на этот раз без подъемного механизма. В период беспрецедентного развития Форштадта в 1886 году мост перестроили в камне и металле, вновь вернув ему разводную функцию.


К тому времени Потроховый мост уже стал неотъемлемой частью уникальной ансамблевой композиции, которая сложилась во взаимодействии тесной застройки Кнайпхофа и Переднего Форштадта. В ней участвовали: здание кёнигсбергской Торговой биржи с примыкающими к двум противоположным входам Зелёным и Потроховым мостами, придающими естественные границы ансамблю; небольшой сад Юнкер-гартен со зданием Магистериума на противоположном берегу и гладь реки между биржей и Кнайпхофом — своего рода водная площадь.

В древности существовало несколько вариантов названия этого моста, некоторые из них можно перевести как «Подвесной», но закрепилось именно Köttelbrucke. Это немецкое название имеет саксонское происхождение и в переводе на русский язык означает «рабочий, вспомогательный, предназначенный для провоза мусора» − отсюда Рабочий (Работный) мост. Другой вариант — «Потроховый» − связан в первую очередь со скотобойней, находившейся рядом с мостом в Форштадте.

Мост сгорел во время Второй мировой войны и был снесён вместе с опорами-быками в 70-х годах ХХ века.

Ни мост, ни его фрагменты не сохранились.



В соответствии с «Дорожной картой» проекта, по заказу НП «Градостроительное Бюро „Сердце города“» завершена работа над эскизным проектом воссоздания Потрохового моста (Köttelbrücke) через реку Старая Преголя.

Восстанавливаемый в исторических формах разводной мост будет соединять о. Канта со Старопрегольской набережной в районе здания Дома Культуры Моряков (бывшей Биржи), в месте, где изначально располагался немецкий разрушенный Потроховый мост. На северном берегу реки запроектирован Туристический киоск (бывший домик смотрящего за мостом) и длинная набережная до эстакадного моста с благоустройством и озеленением. На южном берегу будет располагаться выполненное на существующем основании здание информационно-туристического центра (бывшего здания мостового домика), спуск к воде возле здания Дома Культуры Моряков и длинная набережная вдоль реки с пешеходной дорожкой.

Мост будет иметь один разводной и два неразводных пролета, опирающихся на береговые и центральные опоры, которые предлагается изготовить из керамического светло-бежевого кирпича, каменных блоков и железобетонных конструкций. Максимальная ширина между опорами для прохода судов — 12500 мм. Ширина полотна проезжей части — 7000 мм, пешеходных тротуаров, выполненных частично из асфальтобетона, частично из деревянного настила (граб), — от 2000 до 2500 мм. Высота дорожного покрытия разводных крыльев 3800 мм от нормального уровня воды в реке. Разводной механизм предлагается скрыть в нишах центральных опор, в которых также предусмотрены «карманы» для опускания бетонных противовесов разводных крыльев моста.

Проект реконструкции Потрохового моста наряду с проектом восстановления Кузнечного моста является частью комплекса мероприятий, которые позволят в рамках проекта «Сердце города» вернуть к жизни остров Кнайпхоф (о. Канта), открывая по нему городской и туристический дополнительный трафик.


Эскизный проект

Компьютерная анимация