Объекты и проекты

В апреле текущего года в продолжение темы Философского парка на острове Канта была завершена подготовительная фаза концепции создания музейно-ландшафтного комплекса «Музей Канта XXI века и Философский парк». Новая версия 2.0 называется «Пролегомены к философскому парку на острове Канта (Кнайпхоф) + сценарий развития нового Главного корпуса музея Канта». Опираясь на различные трактовки понятия пространства в философии, архитектуре и садово-парковом искусстве, авторы «пролегомен» уточняют проблематику Философского парка и те пути, по которым может пойти дальнейшая концепция, предупреждая, что путь «садовой эстетизации» не будет ответом на трактовку парка в качестве философского вызова и пространства, побуждающего к философствованию.

В качестве варианта представлена одна из версий пространственно-объектной композиции парка на острове.

В развитии темы нового главного корпуса Музея Канта в фасадах воссозданной ратуши Кнайпхофа, уточнено планировочно-функциональное зонирование главного корпуса с включением этнографического городского объекта-реконструкции «средневековый домик Ганса Сагана», легендарного сапожника из города Кнайпхоф.

В ноябре 2013 года по поручению Правительства Калининградской области была разработана культурологическая и архитектурно-пространственная концепция музейно-ландшафтного комплекса "Музей Канта XXI века и Философский парк на острове Кнайпхоф". Согласно данной концепции, предлагается расширить идею музея Канта до музейного комплекса, включающего в себя философский парк, Главный корпус комплекса и археологические объекты - фундамент Кнайпхофской ратуши.


Культурологическая концепция музейно-ландшафтного комплекса предлагает совместить несколько аспектов, связанных с идеей философии. В первую очередь это идеи:
— Пребывания и представление «живой философии» в музейных пространствах.
— Философского парка, которая дополняла бы и преобразовывала классическую экспозиционную идеологию созерцательным ландшафтом.
— Перспектив юбилея Канта в 2024г, к которому должна быть выстроена современная музейная инфраструктура.
— Дополнение философии историческими ресурсами, в том числе архитектурой и археологией.

В соответствии с современными требованиями к музейной деятельности, которая подразумевает сочетание объектной инфраструктуры со специальной программой деятельности, помимо создания нового объекта инфраструктуры в виде Главного корпуса Музея Канта XXI предлагается создать так называемый Философский парк, в котором экспозиционную нагрузку будут нести элементы архитектуры и ландшафта. В основе идеи лежит известный факт о любви Канта к прогулкам, а также наличие в Древней Греции философской школы перипатетиков, «прогуливающихся философов». Парковые элементы и их сочетание должны выражать философскую мысль либо побуждать к философствованию и рефлексии как главной ценности философии.

Философская часть «Философского парка» (как материальная, так и нематериальная) формируется через программу «Метафизической Кнайп-резиденции»: философ+скульптор. В рамках программы каждый сезон предлагается приглашать на проживание в резиденцию 4 человек: двух философов и двух скульпторов (ландшафтных архитекторов); в сотрудничестве друг с другом и во взаимодействии с местным ландшафтным и философским сообществом они должны к концу пребывания в резиденции «оставить след»: скульптуру в Философском парке и философский текст на сайте музея. Конференц-зал Главного корпуса послужит площадкой для публичных философских диспутов; при этом предполагается, что приглашённые философы-резиденты и скульпторы могут параллельно преподавать в местных ВУЗах, и приглашаться как за счёт бюджета Музея, так и за счёт грантов сторонних (международных) организаций. Т.е. по окончанию пребывания в резиденции каждый скульптор изготовит и разместит в ландшафте Философского парка скульптуру, созданную «совместно» с одним из приглашённых философов. Таким образом, Программа «Метaфизическая Кнайп-резиденция» (МКР) одновременно решит две задачи: представит в актуальных пространствах комплекса «живую философию» и одновременно переделает, перестроит скульптурно-ландшафтную экспозицию комплекса в современном авторском исполнении.

На основании проведенного Историко-культурного исследования (сокращенная версия представлена здесь) было выделено два варианта размещения Главного корпуса Музея Канта: в здании Кафедрального собора и в здании восстановленной в исторических фасадах ратуши Кнайпхофа. Сравнительный анализ характеристик архитектурных вариантов размещения показал, что экспозиционные помещения (за исключением концертного зала) Кафедрального собора малы для обширной экспозиции, опасны и противопоказаны для маломобильных социальных групп, а пристройка лифта невозможна, поэтому более целесообразным представляется вариант воссоздания исторического здания ратуши Кнайпхофа с современной функциональной начинкой.

Историческим обоснованием выбора этого варианта также может служить тот факт, что после переезда администрации города Кнайпхофа в 1927 году, в освободившихся помещениях Кнайпхофской ратуши располагался Музей истории города Кнайпхофа, известнейшей частью которого стал Музей Канта. В послевоенное время сильно пострадавшее во время авианалетов здание ратуши, как и все остальные, разобрали до цокольного этажа и засыпали землей, при этом часть подвалов сохранилась. Законсервированные фундаменты и элементы декора ратуши Кнайпхофа, а также археологические элементы, которые будут найдены при раскопках ратушных подвалов и улицы, соединяющей воссоздаваемые Кузнечный и Потроховый мосты (Кёттель-штрассе), могут стать ценной археологической экспозицией здания Главного корпуса Музея Канта ХХI века.

В соответствии с современной концепцией музееификации первый (цокольный) этаж здания Главного корпуса (без отопления с системой проветривания) должен быть возведен до начала археологических работ, чтобы выполнять функцию защитного навеса над археологическим раскопом, в котором годами могут работать археологи над консервацией объекта. Кроме археологической экспозиции, Главный корпус должен иметь залы Философской экспозиции — Главный и дополнительные залы, где помимо биографии и трудов Канта, предполагается дать характеристику времени и эпохи, в которую он творил, в том числе характеристику его дискуссий с оппонентами; историю европейской философии и палитру сегодняшней философской мысли. Здесь также должен расположиться конференц-зал, в котором будут проходить философские диспуты и учебные занятия с кинолекторием и библиотека с небольшим читальным залом, где можно будет почитать различные издания Канта. Кроме того, здесь должны размещаться общественные сервисы, которые имеют возможность автономного входа-выхода (книжный магазин и кафе), а также помещения фондов археологической коллекции, представительские помещения администрации комплекса и вспомогательные помещения.

На сегодняшний день необходимость пересмотра традиционной экспозиционной концепции музея Канта XX века и создание музейной инфраструктуры, отвечающей современным потребностям различных целевых групп, в особенности актуальна в преддверии грядущего в 2024 году 300-летнего юбилея Иммануила Канта — события, которое с большой вероятностью привлечет внимание мировой философской общественности и к Калининграду, и к острову Канта — Кнайпхофу. Кроме того, в случае успешной реализации проекта и обустройства территории острова, в 2024 году у Калининграда появится возможность предложить проведение на территории России, в Калининграде, чрезвычайно значимого мероприятия среди мировых интеллектуальных кругов — Всемирного Философского Конгресса¹.

На основании современного состояния и статистики посещаемости территории острова Кнайпхоф с расположенными на нем объектами Кафедральным собором и могилой И. Канта, предполагается, что примерный портрет потребителя предлагаемого музейно-ландшафтного комплекса будет состоять на 60% из туристов и 40% жителей Калининграда и области, а ожидаемое количество посещений будет соответствовать текущим данным — не менее 300 000 посещений в год. Архитектурно-пространственная концепция комплекса предполагает максимальное использование исторических, археологических и ландшафтных достоинств территории острова Кнайпхоф и его исторических слоев.



¹ Всемирный конгресс философов проводится раз в пять лет, начиная с 1900 года (исключение составили пропуски в связи с двумя мировыми войнами и некоторыми другими событиями). Конгресс 2013 года в Афинах собрал наибольшее число участников – более 2,5 тысяч человек, на нем были представлены все страны мира и все философские направления, течения и школы современности. В течение семи дней восьмиэтажное здание «Школы Философии» Национального университета было заполнено до отказа с раннего утра до глубокого вечера. Каждая минута, каждый метр площади служили одной цели – как можно полнее представить позиции мыслителей, принадлежащих к миру современной философии.