Объекты и проекты

Первый железнодорожный мост через Прегель был построен в 1863 - 1865 гг. Одновременно это был первый стальной мост в Кёнигсберге, а также первый поворотный мост в городе.

Кёнигсберг конца XIX века по праву мог называться не только городом мостов, но и городом вокзалов. Их было больше десяти. Один из них– Лицентский (или Пиллауский) – был запроектирован на северном берегу Прегеля в районе Лаак (где находилась главная таможенная служба). Колея от вокзала проходила через Железнодорожные ворота, пересекая Вальное кольцо, и вела дальше на Пиллау (ныне Балтийск). В ответ на необходимость сообщения Лицентского вокзала с Восточным (на южном берегу Прегеля) в 1862 г. правительством Пруссии было принято решение о возведении через реку железнодорожного моста.

После бурения и исследования дна реки оказалось, что надёжный грунт находится на глубине от 14 до 18 м ниже среднего горизонта воды, поэтому при проектировании моста старались по возможности обойтись без свайных построек на середине русла. Однако, вследствие оживлённого судоходства и низкого положения берегов было всё же принято решение о возведении одного быка на глубоком месте реки. Ещё две опоры были выстроены на берегах.

Длину моста между пролётами распределили таким образом, что 14 с лишним метров пришлись на подвижную, а остальные почти 60 м. – на статичную часть. Поворотный пролёт был построен из стальных балок, неподвижный пролёт представлял собой стальную мостовую ферму. Ширина моста была рассчитана на двойную железнодорожную колею и полутораметровые пешеходные проходы по обеим сторонам.

С введением в строй в 1926 г. Имперского железнодорожного (Двухъярусного) моста старый Прегельский мост стал лишним. В 1929 г. он был окончательно выведен из эксплуатации и поддерживался в рамках «мероприятий по защите от катастроф».

1929 - 1995 гг. Железнодорожный мост. Послевоенный вид. При штурме Кёнигсберга в 1945 г. частично были повреждены опоры. В этом же году мост был временно восстановлен.

В 1954 г. началось переустройство моста с изменением конструкции разведения. Был построен дополнительный бык и смонтированы новые пролёты. Окончательно мост введён в эксплуатацию в 1960 г. – с механическим приводом подъёма среднего пролётного строения, для чего на быках были выстроены две башни с противовесами.

В 1995 г. для пропуска военных кораблей и парусников подъёмный пролёт был снят и установлен на северной части моста.

Демонтированный в 1995 году пролет до сих пор покоится на северной части моста. Сейчас ведется обсуждение о приспособлении этих конструкций для обустройства нового пешеходного разводного моста.



В настоящее время начата разработка концепции использования частично сохранившихся конструкций и опор для обустройства нового пешеходного моста. По заказу Бюро «Архитектурная мастерская 4+» подготовила альбом концептуальных архитектурно-инженерных предложений по реконструкции моста с тремя вариантами разведения.

Вышеуказанные эскизные решения наряду с концептуальными идеями, предлагаемыми другими архитекторами, были представлены на заседании городского Градостроительного Совета, состоявшегося в Администрации ГО «Город Калининград» 3 июля 2014 года