Объекты и проекты

Кузнечный мост (Schmiedebrücke) построен в 1397 (по некоторым данным — в 1379) году для связи городских поселений Альтштадта и Кнайпхофа. Он был возведен четвертым из семи знаменитых мостов Кенигсберга: после Лавочного (Krämer Brücke,1286 г.), Зеленого (Grüne Brücke, 1322 г.) и Потрохового (Köttelbrücke, 1377 г.).

После строительства мост принял на себя часть нагрузки с располагавшегося параллельно, чуть ниже по течению, Лавочного моста. Название он получил, вероятнее всего, в честь находившейся рядом кузницы, как, впрочем, и одноимённая улица, спускавшаяся к реке от замка. Изначально Кузнечный мост был снабжен двумя каменными опорами, укрытыми пролетами из досок. К 1787 году, когда мост сильно износился и обветшал, он был заменён новым, но тоже деревянным. Только после реконструкции 1896 года мост получил декорированные опоры, стальные пролеты, стал разводным и однопролетным. На стороне Альтштадта находилась башня смотрителя для управления разводным механизмом (подобная той, что сохранилась у Высокого моста − ныне ул. Октябрьская). В ней располагалась установка для подъема мостовых пролетов с помощью давления воды городского водопровода.

Кузнечный мост был излюбленным объектом для живописцев и позднее фотографов, чему сохранилось довольно много визуальных доказательств. Во время Второй мировой войны не уцелел и после не восстанавливался.

В наши дни от четвертого моста Кёнигсберга остались только балюстрады береговых опор, у которых летом швартуются прогулочные катера.



В настоящее время по заказу НП «Градостроительное бюро „Сердце города“» выполнен эскизный проект воссоздания Кузнечного моста через реку Новая Преголя в городе Калининграде. Основная задача — воссоздать Кузнечный мост, «Мостовой домик» и примостовые фрагменты набережной по обе стороны реки в историческом виде и масштабе. При этом в целях обеспечения беспрепятственного судоходного движения по реке принято решение, что высота восстанавливаемого моста относительно воды должна быть на таком же уровне, как и у расположенного выше по течению Деревянного моста, то есть на двадцать сантиметров выше прежнего.

По замыслу проектировщиков предполагается, что восстанавливаемый пешеходный мост со временем может быть открыт для трамвайного движения. Грузоподъемность моста с металлическими пролетами составит 60 тонн. Общая ширина моста - 12,5 метров, ширина проезжей части - 7,5 метров, ширина пешеходных частей - по 2,5 метров с каждой стороны.

Восстановление Кузнечного моста как транспортного и исторического объекта повысит доступность парковой зоны острова Кнайпхоф и Кафедрального собора для горожан и туристов, создаст предпосылки для формирования новых общественных пространств, развития культурных, событийных и иных инициатив и, как следствие, стимулирует рост активности на данной территории, на настоящий момент мало используемой горожанами.
Проект восстановления Кузнечного моста рассматривается как часть комплексной стратегии ревитализации в рамках проекта «Сердце города».

Эскизный проект