Наши новости

Обустройство подземелий, сохранение брусчатки, замок-голограмма и курсы для чиновников – как проходила дискуссия о Калининграде с участием специалистов МАРХИ

Обустройство подземелий, сохранение брусчатки, замок-голограмма и курсы для чиновников – как проходила дискуссия о Калининграде с участием специалистов МАРХИ

20 Декабря 2016  / Наши новости

15 декабря состоялся рабочий семинар с участием руководства и преподавателей Московского архитектурного института (МАРХИ), калининградских архитекторов, представителей областной и городской администраций, а также общественности. С приветственным словом к присутствующим обратились врио заместителя председателя областного правительства Гарри Гольдман и председатель комитета городского хозяйства Сергей Мельников. Модератором мероприятия выступил главный архитектор города Вячеслав Генне.

Московские специалисты выразили своё мнение по различным аспектам архитектурно-градостроительного развития Калининграда, неоднократно подчеркнув уникальность и значимость города в контексте всей страны. «Это действительно центр пересечения культур, который способен открыть нашу страну … в Европу, невзирая на все сложности, санкции и усложнение отношений. Профессионально, в архитектурном смысле здесь настолько богата(я) сама текстура», – отметил ректор старейшего архитектурного ВУЗа России Дмитрий Швидковский.

Профессор Андрей Некрасов поднял проблему фрагментарности в подходе к развитию городских территорий Калининграда: «Калининград в рамках страны – это совершенно фантастическое место. Здесь отсутствует центр, он пустой, его нет... выделяют деньги на какие-то отдельные программы, эти программы разрезаны на куски, и начинают реализовываться, но эти программы в результате не соединятся в то, что мы хотим иметь в финале… потому что разные люди этим руководят». Некрасов также указал на необходимость переключения внимания калининградских властей с развития периферийных территорий на обустройство до сих пор пустующего центра города.

Его мысль поддержал и калининградский специалист, бывший архитектор области Александр Башин. «У города выстроено много задач, которые оттягивают основные средства … и не решается тема центра города, (который)… и является притягательной частью для туристов… . К сожалению, мы эту задачу постоянно отодвигаем на какой-то определённый промежуток времени и не решаем её, а решаем другие задачи – острова, стадиона…», – отметил Башин, подчеркнув необходимость расстановки приоритетов в градостроительной сфере.

Архитектор-градостроитель Ольга Мезей рассказала московским гостям о том, что удалось сделать для решения вопроса обустройства исторического центра Калининграда в рамках трёхлетней деятельности градостроительного бюро и одноимённого проекта «Сердце города». Участникам семинара были представлены итоги двух организованных бюро международных конкурсов и разработанная с их учётом консолидированная планировочная концепция градостроительного развития территорий исторического центра города, а также рабочие материалы проекта планировки территории «Сердце города»[1] . Особое внимание было уделено новым публичным пространствам, которые должны появиться в историческом центре города – это и новая Главная площадь, и территория вокруг Нижнего озера, пешеходные улицы и направления, парки, скверы и набережные. Ключевой проблемой, по словам Ольги Мезей, здесь является обеспечение комплексной реализации обустройства этих публичных пространств и связанная с этим необходимость закрепления правил благоустройства территории на законодательном уровне.

Московские специалисты высоко оценили проделанную в рамках проекта «Сердце города» работу и подчеркнули необходимость продолжения реализации проекта, а также создания особых законодательных условий для регулирования застройки в историческом центре Калининграда. В ходе дискуссии была достигнута договорённость о разработке предложения для проекта постановления Правительства РФ о специальном градостроительном регулировании застройки исторического ядра города Калининграда.

Главный архитектор Вячеслав Генне назвал практику проведения в Калининграде крупных международных конкурсов по центральной части города «позитивным примером демократических процедур», который позволил проинформировать граждан и общественность о различных сценариях развития территории и профессиональных подходах к решению проблем в сфере градостроительства, транспортной и инженерной инфраструктуры. В этой связи была особо отмечена эффективность деятельности бюро «Сердце города» как действенного инструмента для организации работы с населением, профессиональным сообществом и властями, долгосрочного стратегического планирования, а также накопления и систематизации информации и лучших проектных разработок по развитию исторического ядра Калининграда.

Доцент кафедры архитектуры жилых зданий МАРХИ Александр Цыбайкин высказал мнение о необходимости системного подхода к использованию системы исторических подземных пространств и архитектурно-исторических подземных сооружений Калининграда в качестве музеев, кафе, выставочных и общественных пространств. Освоение существующих подземных площадей, по словам специалиста, могло бы стать отдельной инвестиционной программой, а также позволило бы экспонировать уникальный исторический слой города. «В Калининграде мы хотим увидеть что-то, какую-то его характерную особенность, которая и будет привлекать людей», – отметил специалист МАРХИ.

Отвечая на вопрос замглавы администрации города Калининграда Сергея Мельникова о целесообразности замены дорожного покрытия из брусчатки на одной из магистралей города Александр Цыбайкин, в первую очередь, подчеркнул «историческую ценность» покрытия и недопустимость его полной утраты в городе. «Это старая брусчатка, калининградская и вот такая, какая она здесь, другой такой брусчатки нет. В другом месте она другая… Она (брусчатка) нужна в том месте, где мы все хотим, чтобы Калининград возвращался к своему историческому масштабу. Там эта брусчатка уместна» – пояснил свою точку зрения московский архитектор.

Высказались московские профессора и на тему восстановления Королевского замка. Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский отметил, что строительство замка имеет и «за», и «против», и при принятии какого-либо решения целесообразно учесть европейский опыт восстановления подобных объектов в Берлине и Варшаве.

По мнению Андрея Некрасова, восстановление замка может частично включать в себя и применение сохранившихся оригинальных материалов и конструкций для воссоздания исторического оригинала, и строительство новых объёмов. Не исключил специалист и возможность применения современных технологий: «Есть приёмы, когда можно показать какую-то иллюзорность, использование плоскостей, стекла, специального освещения, голография, световые эффекты.. когда, например, он (замок) будет возникать вечером и ночью».

Александр Цыбайкин также выступил за фрагментарное восстановление замка как исторической доминанты, влияющей на формирование остальной застройки, но отметил, что параметры и объём восстановления необходимо рассматривать в увязке с его функциями, которые должны и соответствовать современным потребностям, и способствовать популяризации города в туристическом плане.

Особый интерес у калининградской стороны вызвал доклад профессора Виталия Кочергина о проблемах реализации программы цветосветовой среды Москвы. Среди задач, поставленных программой и актуальных для любого города, включая Калининград, были названы: «создание психологически комфортной и эмоционально привлекательной городской среды, повышение туристической привлекательности и увязка художественных решений в световом оформлении города». В основу программы легла концепция единой светоцветовой среды города Москвы. Был разработан комплексный световой генплан города и даны рекомендации по комфортному формированию среды, которая, как отметил Кочергин, до настоящего времени в большинстве российских городов нормируется техническими, а не эстетическими требованиями. Главными направлениями реализации программы стали тринадцать ключевых магистралей и мостовые сооружения, расположенные преимущественно в центре Москвы. На разработку проектных решений были объявлены конкурсы.

Среди положительного опыта реализации программы был отмечен удачно организованный на начальном этапе проектный процесс, включающий разработку комплексных концепций для каждой магистрали города, активное участие Москомархитектуры под руководством главного художника в качестве не только согласующего органа, но и консультанта, отдельно проработанные видовые точки, проектная и рабочая документация. Среди недостатков Виталий Кочергин упомянул острую нехватку квалифицированных кадров для разработки проектных решений и осуществления технического надзора, а также проблемы в реализации, возникшие по причине отсутствия или низкого качества рабочей документации как следствия попыток властей снизить высокую стоимость программы.

Александр Цыбайкин рассказал о различных способах организации и благоустройства общественных городских пространств в Москве, также ссылаясь как на позитивный, так и негативный опыт в этой сфере. В частности, были озвучены проблемы, связанные с крупным проектом благоустройства территории ВДНХ, получившем в 2015 году статус «достопримечательного места» федерального значения. На практике оказалось, что данный статус фактически не ограничивает виды использования земельных участков в границах территории выставочного комплекса. Не было принято ни единой концепции, ни проекта развития выставочного комплекса и, как следствие, территория продолжает хаотично застраиваться различными объектами капитального строительства.

В ходе рабочего семинара стороны также обсудили возможности использования образовательных и научных ресурсов МАРХИ в целях решения конкретных задач архитектурно-градостроительного развития и благоустройства территорий Калининграда, а также для повышения уровня квалификации представителей областной и городской администраций. Были достигнуты договорённости об организации на базе МАРХИ программ и краткосрочных курсов для руководителей профильных ведомств. Калининградская сторона, в свою очередь, подтвердила готовность содействовать в предоставлении институту материалов и тем для дипломных и научно-исследовательских работ, выполнение которых могло бы способствовать градостроительному развитию исторического центра города.

По итогам дискуссии была составлена дорожная карта взаимодействия сторон, с текстом которой, а также презентациями участников можно ознакомиться по ссылке здесь.




[1] По информации Ольги Мезей, как представителя организации-победителя конкурса на разработку проекта планировки, документация в настоящее время передана на согласование заказчику Администрации ГО «Город Калининград» и в соответствии со стандартной процедурой после получения согласования будет вынесена на общественные слушания.