Наши новости

В Калининграде прошла встреча с разработчиками научной графической реконструкции Западного флигеля Кенигсбергского замка.

В Калининграде прошла встреча с разработчиками научной графической реконструкции Западного флигеля Кенигсбергского замка.

20 Мая 2016  / Наши новости

Остался ли много раз перестроенный корабль Тесея* тем же кораблём? Будет ли восстановленная часть Королевского замка тем самым Западным флигелем? Парадокс из греческого мифа как нельзя лучше иллюстрирует проблематику, в которой работает большинство реставраторов. В любом случае заявления о подлинности и аутентичности требуют доказательств, исторических изысканий и научного обоснования.

Вчера, 19 мая, в Закхаймских воротах команда архитекторов-реставраторов из Санкт-Петербурга рассказала о своих методах достижения достоверности и принципах воссоздания, которые они собираются применить в работе над Западным флигелем замка Кёнигсберг в Калининграде.

Творческий коллектив, в состав которого вошёл ведущий российский архитектор-реставратор Григорий Михайлов, месяц назад был выбран Бюро «Сердце города» среди других пяти команд, представивших свои резюме и коммерческие предложения. Реставраторам поручено выполнить проект графической реконструкции фасадов Западного флигеля – первой очереди строительства будущего Историко-культурного комплекса. Проект позволит с максимальной достоверностью восстановить геометрию исторического здания и избежать конструктивных ошибок, которые, как отметил один из основателей проекта «Сердце города» Александр Попадин, просто не допустимы при возведении такого значимого для города и области объекта. Результат работы реставраторов вместе с форэскизным предложением Антона Сагаля должен лечь в основу эскизного проекта и подготовки рабочей документации для начала строительства.

В «Воротах» калининградцам впервые были представлены проекты воссоздания известных исторических памятников федерального значения и объектов всемирного наследия Юнеско в Санкт-Петербурге и других городах России. Григорий Михайлов рассказал о своих работах по реставрации Дворца Меншикова и фрагментов Зимнего дворца Петра I, которые были отмечены государственными премиями и другими престижными наградами. Публике были продемонстрированы различные принципы воссоздания, концепции реставрации и приспособления на примерах крепости Петерштадт в Ораниенбауме, Петропавловской крепости, здания Сената и Синода, Смольного собора, особняка И.К. Мясникова в Санкт-Петербурге, Константиновского дворца в Стрельне и других объектов в различных городах России. Как оказалось, для максимально точного воссоздания фасадов и интерьеров реставраторам могут помочь не только исторические планы, фото- и видеоматериалы, но и акварели, иконография, сохранившиеся фрагменты отделки, строительных материалов и даже текстовые описания исчезнувших элементов.

Особое внимание в презентации было уделено проектам научной реконструкции утраченных объектов, которая, как и в случае с замком Кёнигсберга, стала возможной благодаря сохранившимся историческим фотографиям. Архитектор высшей категории, архитектор-искусствовед Екатерина Литова представила целый ряд примеров комплексной реставрации, выполненной коллективом под её руководством посредством так называемого метода фотограмметрии.

Однако наиболее наглядно возможности научной реконструкции с помощью фотограмметрических методов продемонстрировал еще один член питерской команды кандидат технических наук Александр Войнаровский. Предприятие, которое он возглавляет, уже много лет во взаимодействии с научными сотрудниками Санкт-Петербургского Государственного Университета занимается разработкой технологий и программного обеспечения, охватывающего весь спектр обмерных работ в архитектуре. Участники мероприятия в Закхаймских воротах в режиме онлайн увидели, как создаётся трёхмерная модель объектов по фотоизображениям, сделанных с разных точек. Примерами для демонстрации послужили руины кирхи Арнау, замков Шаакен и Инстербург, которые специалист запечатлел накануне в рамках обзорной экскурсии по области, организованной бюро «Сердце города». Таким же способом, по его словам, можно создать объёмную модель и для Западного флигеля Кёнигсбергского замка. Она позволит архитекторам узнать максимально точные пространственные характеристики исторического сооружения, необходимые для правильного воссоздания геометрии здания. «Имея такую огромную фильмографию, столько кадров, объём фотографических снимков, сделанных до войны, в конце 19 века, считайте, что Калининграду повезло… я абсолютно уверен в успехе, можно восстановить хоть весь город и область», – отметил Александр Войнаровский.

Екатерина Литова также подчеркнула, что метод фотограмметрии – единственный правильный научный подход в случае воссоздания стопроцентно утраченного объекта. Творческий коллектив, по её словам, уже приступил к обработке полученных из немецких архивов чертежей и имеющихся обмеров, но уже сейчас очевидно, что максимально точную информацию, необходимую для воссоздания, можно будет получить только из отсканированных негативов и исторических фотографий в высоком разрешении. В этом реставраторам смогут помочь не только немецкие архивы. Встретившись накануне с руководителем «Музея города Кёнигсберг» Максимом Поповым, выяснилось, что у партнёрской организации Бюро имеется большой объём иконографии, свидетельствующей о многочисленный перестройках Королевского замка, включая Западный флигель. В этой связи, очень важно принять совместное решение, на какой исторический период планируется восстановление.

«Будем ли мы восстанавливать неготическую архитектуру фронтона Западного флигеля, спроектированного королевским архитектором Штюлером, или барочный фронтон, который появился в двадцатых годах двадцатого века и подчёркивает «барочность» Восточного флигеля? Какие исторические концепции, какой вариант мы выберем?» – продолжил мысль архитектора Александр Попадин.

Ещё одним нерешённым вопросом, как подчеркнул Григорий Михайлов, является этапность проекта восстановления Западного флигеля и технология его строительства. Учитывая историческую толщину стен цокольного и первого этажей в 5-8 метров, речь идёт о гигантском объёме кирпича, который нецелесообразно использовать сегодня. Меняя свою первоначальную функцию на общественное здание, оно также должно соответствовать современным требованиям, пожарным нормам и обеспечивать доступ для маломобильных групп населения. Поэтому уже сегодня необходимо начать обсуждение, в каком объёме должны быть восстановлены конструктивная часть и интерьеры и каким образом приспособлены к современным нуждам. Решения по этим вопросам, по примеру петербургских коллег, целесообразно было бы принимать в рамках научных советов, в состав которых входили бы компетентные специалисты, академики и представители заказчика.

Отвечая на вопрос одного из участников мероприятия, реставраторы также подчеркнули, что в восстановлении, по крайней мере, внешних фасадов и внутренней отделки Западного флигеля обязательно следует использовать аутентичные строительные материалы, в частности, большемерный облицовочный кирпич. Опираясь на свой опыт, Екатерина Литова рассказала, что при реконструкции Никольского Морского Собора был открыт небольшой кирпичный завод, где удалось наладить производство кирпича с применением материалов и технологий, максимально приближенных к историческим.

В завершении встречи присутствующим также была продемонстрирована презентация театра-макета «Петровская акватория», автором и творческим руководителем которого является Григорий Михайлов. Исторический театр-макет – это уникальный музей в Санкт-Петербурге, представляющий собой реконструкцию утраченных и существующих архитектурных ансамблей ватерфронта города на середину 18 века. Судить о качестве и уровне технологий, использованных в создании этой экспозиции, вы можете сами, просмотрев видео ниже:


Полную видеозапись встречи можно посмотреть здесь.

Выражаем особую благодарность арт-платформе "Ворота" за предоставление площадки для проведения мероприятия.


* Корабль Тесея (или парадокс Тесея) — парадокс, который можно сформулировать так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?» http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/648308