Иcторико-культурное исследование

Содержание главы

XVIДополнительные контексты

Современная градостроительная идеология: «Новый урбанизм»

Сегодня целый ряд рейтинговых агентств проводит сравнение качества жизни в городах. Одним из наиболее авторитетных является рэнкинг агентства Mercer, которое оценивает приспособленность городов для жизни по десяти факторам: состоянию политико-социальной и социокультурной среды, ситуации в области здравоохранения и санитарии, образования, коммунального обслуживания и транспорта, отдыха, торговли и потребительского обслуживания, жилья, природной окружающей среды.

Показательно, что наиболее благоприятными для жизни признаются либо старые европейские города, либо города, застраивавшиеся по европейскому типу. К концу прошлого века общество осознало, что из всех придуманных человеком моделей города лишь историческая, сложившаяся путем многовекового естественного отбора является наиболее пригодной для жизни. Что невозможно приспособить город к всё растущей автомобилизации без потери его основополагающих качеств и необходимо, скорее, адаптировать автомобиль к городу.
Наиболее четко современные принципы организации города были сформулированы приверженцами концепции «Нового урбанизма». Таких принципов в разных версиях насчитывается от восьми до четырнадцати, ниже представлены десять наиболее часто встречающихся:

Пешеходная доступность
— большинство объектов находится в пределах 10-минутной ходьбы от дома и работы;
— улицы, дружественные для пешеходов: здания расположены близко к улице и выходят на нее витринами и подъездами; вдоль улицы высажены деревья; паркинг на улице; скрытые парковочные места; гаражи в тыльных переулках; узкие низкоскоростные улицы.

Соединенность
— сеть взаимосвязанных улиц обеспечивает перераспределение транспорта и облегчает передвижение пешком;
— иерархия улиц: узкие улицы, бульвары, аллеи;
— высокое качество пешеходной сети и общественных пространств делает прогулки привлекательными.

Смешанное использование (многофункциональность) и разнообразие
— смешение магазинов, офисов, индивидуального жилья апартаментов в одном месте; смешанное использование в пределах микрорайона (соседства), в пределах квартала и в пределах здания;
— смешение людей разного возраста, уровня доходов, культур и рас.

Разнообразная застройка
— многообразие типов, размеров, ценового уровня домов, расположенных рядом.

Качество архитектуры и городского планирования
— акцент на красоту, эстетику, комфортность городской среды, создание «чувства места»; размещение мест общественного использования в пределах сообщества; человекомерный масштаб архитектуры и прекрасное окружение, поддерживающее гуманистический дух.

Традиционная структура поселения
— различие между центром и периферией;
— общественные пространства в центре;
— качество общественных пространств;
— основные объекты, используемые повседневно, должны находиться в пределах 10-минутной пешеходной доступности;
— самая высокая плотность застройки в городском центре; застройка становится менее плотной по мере удаления от него.

Более высокая плотность
— здания, жилые дома, магазины и учреждения обслуживания располагаются ближе друг к другу для обеспечения пешеходной доступности, более эффективного использования ресурсов и услуг и создания более удобной и приятной для жизни среды;
— принципы нового урбанизма применяются во всем диапазоне плотностей от поселков до крупных городов.

Зелёный транспорт
— сеть высококачественного транспорта, соединяющая вместе города, поселки и соседства;
— дружелюбный к пешеходам дизайн, предусматривающий широкое использование велосипедов, роликовых коньков, самокатов и пешеходных прогулок для ежедневных перемещений.

Устойчивое развитие
— минимальное воздействие на окружающую среду застройки и ее использования;
— экологически чистые технологии, уважение к окружающей среде и осознание ценности природных систем;
— энергоэффективность;
— уменьшение использования невозобновляемых источников энергии;
— увеличение местного производства;
— больше ходить, меньше ездить.

Эти принципы сегодня являются общепринятыми в городском планировании европейских стран.