Иcторико-культурное исследование

Содержание главы

VАльтштадтAltstadt

Исторический район Альтштадт

 

Историческая справка

Альтштадтский рынок

Альтштадт получил городские права 26 февраля 1286 года из рук ландмейстера Тевтонского ордена Конрада фон Тирберга. Одновременно с этим Альтштадт получил герб: бело-красный, с изображением креста и короны, напоминавшей об основателе Кёнигсберга − короле Оттокаре II. В 1724 году новый герб Кёнигсберга объединил символы Альтштадта, Кнайпхофа и Лёбенихта. Сейчас альтштадтский герб является центральным элементом эмблемы Калининграда

Следуя географии нынешнего Калининграда, Альтштадт был ограничен рекой Преголей, Московским проспектом, эстакадным мостом и улицей Октябрьской. В Средние века Альтштадт с трёх сторон был окружен естественными границами: Замковым холмом на севере, Прегелем на юге и ручьем Лёбе (в верховьях – Кошачий, ныне засыпан) на востоке. Для обороны города в 1333-1350 годах с западной стороны была построена городская стена с шестью башнями, с севера защитную роль выполнял Замок.. По состоянию на 1815 год Альтштадт (к тому времени один из районов Кёнигсберга) имел протяжение в 840 м по линии северо-запад − юго-восток и 330 м по линии северо-восток − юго-запад.

Альдштадт считался аристократическим местом, тут селились в основном дворяне, королевская прислуга, зажиточные сословия, ремесленники. На его территории в Средние века, помимо жилых домов и торговых мест, размещались церковь святого Николая, госпитальная кирха «Святого духа», небольшой собор и капитул (место для коллегии руководящих лиц). В 1339 году город вошёл в Ганзейский торговый союз. Альтштадт перестал быть самостоятельным городом лишь в 1724 году − к тому времени трёхградье, многие посёлки и общины фактически срослись в единый город, и для упрощения административного управления были объединены в единый Кёнигсберг юридически.

В ходе Второй мировой войны Альтштадт сильно пострадал. В 1967-1974 годах на его территории проводились земляные работы, окончательно стершие его с лица земли, а с прокладкой Московского проспекта изменился и рельеф участка. Альтштадт превратился в обширный сквер.

Альтштадтский + Рыбный рынки

Рыбный рынок, 1889-1914 гг.
Источник: Bildarchiv Ostpreussen.

Альтштадтский рынок простирался от фонтана со скульптурой «Пьющий рыцарь» у замковой стены почти до самого Прегеля, от Рыбного рынка его отделяло лишь одно строение. Формально площадь (больше похожая на широкую улицу) была ещё и ратушной: на ней располагалась ратуша Альтштадта. Она выполняла важную роль торгово-административного узла Кёнигсберга со времён XIV века: с неё отправлялись почтовые кареты, поскольку с 1730 года здесь находился пункт сортировки почтовой корреспонденции. Здесь же ежегодно ставилась высоченная рождественская ёлка в три этажа, и с фасада ратуши высовывал свой язык знаменитый Япер.

В 1455 году между Кнайпхофом и Альтштадтом (на стороне которого были ремесленные цеха) произошла небольшая гражданская война. Возникла она, как водится, из-за торговых споров и естественной монополии Кнайпхофа на транзит грузов по своим мостам и своей территории. Конфликту была придана политическая окраска («враги Ордена использовали Кнайпхоф как укрытие»), Альтштадт вместе с ремесленными цехами и при поддержке Ордена в этой войне победил, и в память о той победе украсил главный фасад своей ратуши карикатурными масками, «насмехавшимися над кнайпхофцами». В 1528 году здание ратуши было перестроено в готическом стиле, на одной из башен разместились часы, на другой − бородатое лицо, которое во время боя часов высовывало язык. Эта физиономия получила народное имя Япер. В 1757 году здание перестроили заново, Япера перенесли на новый фасад, и он продолжал издеваться над кнайпхофцами до тех пор, пока спустя 17 лет в открытый рот его не залетел любопытный воробей. Механизм сломался, и еще через полвека Япера альтштадтцы заменили на золочёную голову льва.

В 1724 году три средневековых города вместе с предместьями образовали объединённый Кёнигсберг, о чем в торжественной обстановке Альтштадтской ратуши было объявлено на собрании представителей всех трёх городов. После этого система управления городом существенно изменялась, а в ратуше расположился городской суд, просуществовав там вплоть до 1879 года.

Постепенно, на фоне растущих предместий, куда переместился торгово-деловой центр Кёнигсберга, Альтштадт становился символом консервативной средневековой поместной истории. Туда стали перемещать то, что мешало «динамичному веку»: например, фонтан «Ева» работы скульптора Станислауса Кауэра в начале ХХ века перенесли из Штайндамма к ратуше Альтштадта, установив его напротив ренессансных домов XV-XVI веков.

Рыбный рынок располагался на набережной реки Прегель между Кузнечным и Деревянным мостами. Торговали здесь с самого утра с лотков, «киосков» и лодок до обеда, а после брусчатку мыли водой, и начиналась торговля в магазинах, расположенных на первых этажах. В продажу шло всё − от оптовых партий сельди до мебели и изделий ремесленных цехов.

Архитектурно-градостроительные элементы Альтштадта

— Самодостаточная историческая градостроительная единица (средневековый город)
— Регулярный «гипподамов» план
— Рельеф с уклоном (4-5 м)
— Крепостная городская стена со сторожевыми и надвратными башнями
— Типовые городские кварталы
— Кварталы на основе крепостной стены
— Масштаб (высотная размерность застройки в 4-5 этажей)
— Территория старого Собора (1297 г.)
— Главная улица Лангассе
— Альтштадтская рыночная площадь
— Альтштадтская ратуша
— Альтштадтская церковь св. Николая
— Северная застройка и Южная терраса Замка
— Городской сквер (площадь Вильгельма)
— Набережная − Нижний и Верхний Рыбный рынок
— Речной фасад
— Кузнечный мост
— Лавочный мост
— Деревянный мост (старый и новый)
— Соборный мост
— Субзоны и элементы, примыкающие к Альтштадту

Аналитический материал

Укрупнение масштаба

Территория Альтштадта − самая богатая следами объектов, способными иллюстрировать средневековую часть истории города. Поэтому здесь самая плотная концентрация объектов археологии, требующих обследования и деликатного включения в сегодняшний культурный оборот и городскую среду в самых разнообразных формах. Это территории: Старого собора, Пфайфен-башни и Ластадиен-ворот, городских стен и башни, Штайндаммских ворот и соседних фрагментов городской стены, Альтштадтской башни (после уточнения пятна расположения Лёбенихтских ворот).

Одними из наиболее известных и символических «светских» объектов Альтштадта являются его Ратуша − яркий представитель стилевой архитектуры ренессанса и примыкающая к ней площадь — Альтштадтский рынок.

После сноса крепостных стен Альтштадта прилегающие к ним территории с запада и востока города превратились в буферные субзоны, в застройке которых всё равно читался характер границ и «промежуточных территорий». Многие архитекторы во время международного воркшопа предлагали сохранить за этими территориями характер переходных субзон (элементов) — они могут выполнять важнейшую роль будущих границ между «историческими» территориями и современными

Кроме того, Альтштадт имел на своих северных границах несколько вариантов градостроительных узлов с функцией «соединения/разъединения» Верхнего и Нижнего города. В частности это:
— узел примыкания к Штайндамму (Ролльберг, Штайндаммские ворота, Жёлтая башня и площадь Гезекуса);
— узел окончания Южной террасы замка, угол «крыла Унфрида», угол замковых казарм (здания банка) и улица Кузнечная, выстроенная поверх бывшего рва;
— узел вокруг Мельничных ворот (северо-восточный угол Альтштадта), который усложнён соединением трёх исторических владений (Альтштадтские, Лёбенихтские и орденские), а также соединением Верхнего и Нижнего города.
Каждый из этих узлов имеет свой характер решения «промежуточных территорий».

Отдельной ценностью мы считаем «городской водный транзит» с Нижнего пруда к Прегелю: Кошачий ручей (с мельницей) и Лёбе-бах.

Альтштадт имеет в своих границах два архитектурно-градостроительных ансамбля: классицистическая площадь Вильгельма в паре с парадным замковых углом и композиционная пара «Альтштадтский рынок + Южная терраса замка», которые в связи со своей высокой ценностью требуют отдельного регламента восстановления.

Кроме этого, важным является сохранение масштаба и характера архитектурного взаимодействия северной фасадной линии Альтштадта, южной террасы замка.

Важнейшим элементом портового «города на воде» (принадлежность к Ганзе) мы считаем Водный фасад Альтштадта. «Мосты-призраки» (старый Деревянный и Соборный) остались в «памяти места» в виде элементов набережных и трассировки на старинных картах; они могут стать «темой» культурного насыщения новой/восстановленной набережной и водного фасада Альтштадта.

Площадь Альтштадтской кирхи. Литография, 1836 г.
Источник: Institut Nordostdeutsches Kulturwerk, Lüneburg.

Скачать планшет

(Альтштадт,