Иcторико-культурное исследование

Содержание главы

VIКнайпхофKneiphof

Музейно-яхтенный остров Кнайпхоф

 

Историческая справка

Кнайпхоф. Гравюра 1844 г.

Кнайпхоф − город, стоящий на тысячах деревянных свай, имел главной улицей Ланггассе (‘долгая’), протянувшуюся от Зелёного моста до Лавочного, от Форштадта до Альтштадта; перпендикулярно её пересекал ряд поперечных улиц. Рыночная площадь возле улицы Бродбенкенштрассе была небольших размеров, около неё стояла ратуша. Основным цветом герба города был зелёный цвет, отсюда получили своё название мост Грюне Брюке (Зелёный мост), красивейшие ворота Грюнес Тор (Зелёные ворота) и Грюнер Кран. После объединения трёх средневековых городов в 1724 г. в кнайпхофской ратуше разместилась администрация объединённого города, и оставалась там до 1926 г., когда муниципалитет переехал на Ганзаринг (площадь Победы). В освободившихся помещениях расположился Музей истории города, известнейшей частью которого стал Музей Канта.

Двумя годами раньше у входа в здание бывшей ратуши, рядом с двумя геральдическими медведями-щитодержателями, появилась скульптура Ганса Сагана, которая впоследствии была демонтирована нацистами. Фрагмент барельефа от постамента памятника сегодня хранится в музее Брахерта в пос. Отрадном, а геральдические медведи Кнайпхофа расположились в холле восстановленного Кафедрального собора.

Собор с самой своей постройки выполнял универсальные функции. Он был городской церковью Кнайпхофа, что являлось скорее исключением, чем правилом. Он служил церковью Альбертины, ее аудиторией-максимум во времена Канта.

В послевоенное время, когда большую часть полуразрушенного Кнайпхофа разобрали, подвалы и цокольные этажи засыпали землёй, Собор от этой участи спас мемориальный портик Канта работы Фридриха Ларса, открытый в год 200-летия философа. Иммануил Кант в логике марксистской идеологии считался предтечей Гегеля, Гегель — предтечей Маркса, поэтому коммунистические власти решили руины собора и портик не трогать.

В 70-е годы на острове Кнайпхоф разместился Парк скульптур, собиравший работы многих советских художников, большей частью закупленные в худфонде СССР. Тогда же на территории острова высадили деревья. Собственно собор сегодня снова выполняет универсальную функцию. В его помещениях расположились: концертный зал с двумя органами, небольшой музей, рассказывающий о городе Кнайпхофе и Иммануиле Канте, а также две часовни — православная и лютеранская

Фасад жилого дома

Белинцева И. Стилевые особенности архитектуры Кенигсберга в ХIII − ХХ вв. // Материалы Международного симпозиума 15-17 июля 2005 г. «Калининград: образы будущего. Градостроительное развитие центральной части города». Калининград, 2005. С. 59-72

Крыльцо Кнайпхофской ратуши, ок. 1930 г. Вид на Кнайпхофскую ратушу, 1889-1914 гг.

Самые древние сооружения Кёнигсберга были фахверковыми, но уже начиная c XIV–XV вв. зажиточные горожане строили дома из кирпича, покрывая крыши черепицей. В конце XIV в. каждый из трех городов, составивших в будущем Кенигсберг, имел собственные строительные предписания, регулировавшие возведение жилых домов из дерева и кирпича. В правилах строго регламентировались их длина, глубина и высота, а также взаимные обязанности соседей при строительстве, например, при устройстве обязательных кирпичных разделительных стен — брандмауэров.

Отличительной чертой строительства в Кенигсберге можно назвать определенный консерватизм, сказавшийся в сохранении средневековой градостроительной структуры центральной части города, просуществовавшей в почти неизменном виде до начала XX века. Кроме того, наблюдалось определенное временное отставание, обусловленное отдаленностью города от основных художественных центров Европы.

За исключением крупных общественных зданий, большинство жилых домов Кнайпхофа и Кенигсберга в целом было соткано сплошной линией из зданий высотой приблизительно 8,6 м и глубиной около 20 м. Эта традиционная для балтийских городов средневековая структура застройки трёхградья Кёнигсберга основывалась на Кульмском городском праве, отсюда и кратность большинства фасадов старой (4,32 м) или новой (4,707 м) кульмской «мерной трости». Стандартный фасад, выходящий на улицу, составлял две «трости» в ширину, попадались «каморки» (Buden) шириной всего лишь в одну «трость»; высота от первого этажа до желоба − 8,6 м. Таким образом стиснутые этим историческим уложением, даже состоятельные граждане не могли продемонстрировать своего богатства шириной фасада; единственное, что могло показать их вкус и общественный вес, — богатое убранство входного портала и фронтон.

Средневековый квартал, чертежные реконструкции. Из книги: Кёстер Б. Кнайпхоф в Кёнигсберге, сегодняшнем Калининграде. Чертежные реконструкции и мысли по поводу повторного обретения исторического вида города.

Оформлением входных порталов занимались специальные мастера. В Средние века вкусы складывались под влиянием герцогского двора и последующих правителей Восточной Пруссии, а они покровительствовали мастерам выходцам из Нидерландов. Причудливые маски, сплетения фигур людей, животных и растений были основными мотивами северного маньеризма, который в качестве образцов использовал альбомы Ханса Вредемана де Вриса и Корнелиса Флориса, гравированные Иеронимом Коком в Антверпене в конце XVI в. Эти альбомы играли роль каталогов разнообразных типов кованого орнамента и рисунков-гротесков; оба прославленных мастера работали в Кенигсберге. Фасады Кнайпхофа и Альтштадта были живым музеем «портального декоративного искусства»: здесь можно было встретить и тщательно сохранённый декор XVII века, и упрощённый фасад домов подревнее и хозяев попроще.

В результате эволюционного развития три средневековых города надолго сохранили свои первоначальные размеры и масштаб застройки, изменения претерпевали только архитектурные формы и стили. Самым устойчивым и преемственным градостроительным элементом явилась основная градостроительная решетка. Сложившаяся еще в Средние века застройка сохранялась в Кенигсберге достаточно долго и занимала большую часть территории центра, причем в XVIII веке велось широкое строительство городских усадеб внутри кольца оборонительных укреплений, возведенных «на вырост», с большим пространственным размахом.

В течение столетий архитектура Кенигсберга развивалась в русле художественных стилей, характерных для южного побережья Балтики. Средневековую «кирпичную готику» в XVI веке сменил ренессанс в его североевропейской версии, вошедшей в историю как маньеризм, который наблюдается при переходе от Средневековья к Новому времени в региональных школах заальпийских стран.

Потроховый и Зелёный мосты

Зелёный мост (Grüne Brücke) построен в 1322 году для соединения Кнайпхофа и Форштадта, и перестроен лишь спустя 600 лет, в пору всеобщего переустройства городской инфраструктуры Кёнигсберга. Название его связано с цветом краски, которой традиционно покрывали опоры и пролетное строение моста, а также с основным цветом герба Кнайпхофа − зелёным.

В XVII веке у Зелёного моста гонец раздавал прибывшие в Кёнигсберг письма. В ожидании корреспонденции здесь собирались деловые люди города, обсуждая свои заботы. Неудивительно, что именно в непосредственной близости от Зелёного моста в 1623 году построили Торговую биржу, через два с половиной века перестроенную на 2020 сваях — хоть и на другом берегу Прегеля, но также в непосредственной близости от Зелёного моста.

Потроховый мост (Köttelbrücke) появился в 1377 году, после Лавочного и Зеленого мостов, чуть выше по течению старого русла реки Прегель. Перед строителями стояла задача более плотно соединить Кнайпхоф с Форштадтом и «дровяными лугами», где складировались товары, привезённые водным транспортом. Изначально мост был разводным и состоял из трех пролетов, но в 1621 году он был смыт наводнением и отстроен заново — на этот раз без подъемного механизма. В период беспрецедентного развития Форштадта в 1886 году мост перестроили в камне и металле, вновь вернув ему разводную функцию.

К тому времени Потроховый мост уже стал неотъемлемой частью уникальной ансамблевой композиции, которая сложилась во взаимодействии тесной застройки Кнайпхофа и Переднего Форштадта. В ней участвовали: здание кёнигсбергской Торговой биржи с примыкающими к двум противоположным входам Зелёным и Потроховым мостами, придающими естественные границы ансамблю; небольшой сад Юнкер-гартен со зданием Магистериума на противоположном берегу и гладь реки между биржей и Кнайпхофом — своего рода водная площадь.

В 70-х годах ХХ столетия четыре моста Кнайпхофа из пяти были снесены, в том числе, Зеленый и Потроховый; целым остался лишь Медовый. На месте Зелёного и Лавочного мостов построили эстакадный мост.

Архитектурно-градостроительные элементы Кнайпхофа

— Самодостаточная историческая градостроительная единица (средневековый город)
— Ландшафтная единица − остров
— Двухчастная планировочная композиция: западная часть («гипподамов» план) и восточная Соборная территория с нарушенной геометрией
— Крепостная городская стена со сторожевыми и надвратными башнями
— Соборная площадь
— Кафедральный собор
— Здание старого университета Альбертина
— Могила Иммануила Канта
— Малая Соборная площадь
— Главная улица Лангассе
— Типовые городские кварталы
— Кварталы на основе крепостной стены
— Кварталы Соборной части
— Масштаб (высотная размерность застройки в 4-5 этажей)
— Кнайпхофская ратуша
— Речной фасад
— Набережная — рыночная
— Набережная Юнкер-гарден
— Кузнечный мост
— Лавочный мост
— Зеленый мост
— Потроховый мост
— Медовый мост
— Соборный мост
— Старая биржа
— Паромная переправа на Ластади

Аналитический материал

Одним из стратегических решений, принятых в рамках идеологии «строительства советского Калининграда поверх немецкого Кёнигсберга», господствовавшей в 60-70-е годы прошлого века, было решение отдать бывший исторический центр города под транзит. Оно воплотилось в Московский проспект и эстакадный мост. Именно эстакадным мостом был нивелирован масштаб острова как жилой (в прошлом) территории, вплоть до проектных попыток полностью его срыть, и «заблокирована» западная часть острова. Кнайпхоф как самодостаточная историческая градостроительная единица (субъект) перестал существовать. Остров превратился в труднодоступную для пешехода парковую зону со случайным набором скульптур.

Сохранившиеся цоколи и фундаменты, вследствие сложности и затратности их разборки, засыпали, на новых вертикальных отметках высадили деревья. В настоящее время зеленые насаждения продолжают прорастать на фундаментах и цоколях средневекового Кнайпхофа, постепенно их разрушая. Наличие цоколей дает основание говорить об аутентичности возможных восстановительных работ; впоследствии на них можно восстановить часть утраченных зданий и целых кварталов, а засыпанные и скорее всего сохранившиеся мостовые могут был обнажены, возвратив подлинную трассировку средневековых улиц и старинную брусчатку.

Сегодня мы привыкли к тому, что собор — величественный монополист на пустынном острове Кнайпхоф; привыкли издалека подходить и любоваться медленным вырастанием его тела. Исторические фотографии ввергают нас совсем в другую ситуацию. Вокруг собора теснота, издалека виден только его шпиль, лишь несколько тщательно найденных средних планов, среди которых Прегельская арка (вид с точки набережной недалеко от Потрохового моста). Он был виден или очень уж с близкого расстояния, или очень уж издалека − с холмов и пойменной гряды. С востока он тесно соседствует со старым зданием Альбертины, а гимназия образует с собором микроскопическую площадь, на которую выходит портик Канта — всё это ясно иллюстрирует старую мысль, что со сменой контекста восприятие объекта меняется.

Кнайпхофская планировка, сохранившаяся под слоем земли, и главное восстановленное здание города — Кафедральный собор 1333 года закладки − позволяют воссоздать на острове фрагмент средневекового ядра в максимально достоверной планировочной структуре.

Первейшим шагом к зарождению на Кнайпхофе «новой старой жизни» видится изменение его участи как «транспортного тупика», иными словами, в восстановлении одного или двух утраченных мостов. Незаселённость территорий острова позволяют именно с него начать освоение береговой линии временными или стационарными причалами для катеров и яхт, как это было в историческом Кёнигсберге.

Ценности Кнайпхофа, предлагаемые к сохранению или восстановлению:

— Кнайпхоф как фрагмент средневекового ядра («сердца») Кёнигсберга;
— Кнайпхоф как часть исторической градостроительной цивилизации XIII — XIV вв. — регулярность;
— Кафедральный собор как здание-символ (Кёнигсберга и Калининграда), расположенный на характерной «тесной» Соборной площади среди плотной средневековой застройки;
— водный фронт Кнайпхофа (значимый в первую очередь своей структурой и уже во вторую — фасадами);
— здание Альбертины − старого университета как «начала науки» в городе (и как части периметра Соборной площади) и старинное здание Гимназии;
— мемориальность «Стоа Кантиана» (т.е. кантовского портика) Ф. Ларса и памятного «кантовского» места;
— здание Ратуши средневекового города Кнайпхофа;
— тесные средневековые кварталы аутентичного старого города («Старый нижний город»);
— мосты Кнайпхофа как часть формулы Эйлера.
Вид на Кнайпхоф и Кузнечный мост

Скачать планшет

(Кнайпхоф,