Иcторико-культурное исследование

Содержание главы

IXЛастадиLastadie

Исторический район Ластади

 

Историческая справка

Фахверковые склады в Лааке, ок. 1930 г.
Источник: Музей города Кёнигсберг.
Вид на Прегель (Хундегат), 1889-1914 гг.
Источник: Bildarchiv Ostpreussen.
Портовые склады-шпайхеры

Строительство гидротехнических сооружений, обеспечивающих внутреннее судоходство Восточной Пруссии, началось в XII–XIV веках Тевтонским орденом. На протяжении семи столетий создавалась водная транспортная сеть, включающая реки, заливы и огромное количество гидротехнических сооружений. Одновременно с этим в месте слияния двух рукавов Прегеля зародился Кёнигсбергский порт. Здесь же в 1327 году были построены первые ластадии (портовые склады) в районе Лаак, ставшие одной из достопримечательностей Кёнигсберга. Каждый из трёх средневековых городов имел свою «складскую базу», но лишь альтштадтские ластади выросли в полноценный порт: они находились ниже по течению Прегеля и принимали грузы, идущие через Голландскую таможню с моря и залива. Каждый склад имел фахверковую конструкцию, узкий фасад в 5-7 этажей, характерный продлённый конёк крыши, под которым скрывалось колесо лебёдки, и многочисленные деревянные дверцы на каждом этаже (высота внутреннего этажа не всегда превышала двух метров). Портовые склады-шпайхеры горели так часто, что город неподалёку был вынужден выстроить пожарную часть с высоченной тренировочной фахверковой вышкой, выполнявшей в том числе и наблюдательную функцию. Несмотря на эти меры, пожары периодически полыхали в Лааке, и к началу ХХ века самые старые портовые сооружения датировались примерно 1740-ми годами. Каждый склад имел соответствующий знак (марку, маркировку), оставшуюся в наследство со времён средневековья.

Железнодорожные рельсы у Ластадий появились чуть раньше товарного вокзала «Пиллаусский», построенного в районе Лаак в 1865 году. Другое название вокзала — Лицентский − связано с нахождением его на улице Лицентграбенштрассе (нем. Lizentgrabenstrasse, примерно соответствует улице Мариупольской между Московским проспектом и набережной Баграмяна). В дополнение к этому железнодорожному узлу был построен подъёмный Железнодорожный мост через Прегель, который связал Лицентский вокзал с Восточным вокзалом в районе Фридрихсбург-ских ворот. В 1895 году Лицентский вокзал стал одним из конечных пунктов первой линии кёнигсбергского электрического трамвая. Эта линия, связавшая вокзал с Новым рынком (Нойермаркт, несколько восточнее нынешнего памятника военным морякам на Московском проспекте), начала работать в 1891 году. Любопытно, что тогда существовали «железнодорожные круговые развязки», пересечение нескольких ж/д линий, соединённых в узле поворотным кругом. Паровоз с небольшим количеством вагонов (число их редко превышало 5) въезжал на круговую платформу, круг поворачивался и перемещал состав на нужную ветку.

В 1890 году началось строительство Кёнигсбергского морского канала, а в 20-х годах ХХ века был выстроен новый Кёнигсбергский порт, один из самых современных в мире на тот момент. Одновременно была проведена реконструкция всего кёнигсбергского железнодорожного узла, после чего Лицентский вокзал стал функционировать только как грузовая станция. Основной грузооборот переместился в Вольную гавань нового порта, а старые Ластадии стали играть вспомогательную роль.

После Второй мировой войны сгоревшие Ластади были снесены. Проходившая через вокзал железнодорожная ветка перестала использоваться и была законсервирована; сам вокзал прекратил существование. Пролёты Железнодорожного моста были сняты и теперь хранятся на территории Музея Мирового океана.

Аналитический материал

Ценным в данном районе является сам «прибрежный» и портовый образ Ластадий, сочетающий в себе высокие узкие фасады складских фахверков с разнообразием шпайхер-марок у главных дверей, причалы, корабли у причалов и разгрузочную площадь (вполне возможно, под асфальтом сохранилась брусчатка с рельсами узкоколейки). Собственно, именно этот образ и его составные элементы (причальную набережную и разгрузочную площадь с брусчатым мощением) следует предусмотреть к восстановлению или реновации в данном районе.


Скачать планшет

(Ластади,