Иcторико-культурное исследование

Содержание главы

IIIСредневековое ядро города

Историческая справка

Кёнигсберг (лат. Regiomontum, нем. Königsberg, прус. Kunnegsgarbs, Knigsberg; полностью Кёнигсберг-ин-Про́йсен, нем. Königsberg in Preußen — Кёнигсберг в Пруссии) был основан в нижнем течении реки Прегель на месте прусского городища Twangste (Твангсте) в январе 1255 года как замок рыцарями великого магистра Тевтонского ордена Поппо фон Остерна и чешским королём, герцогом Австрии Оттокаром Пржемыслом Вторым.
План Кёнигсберга Брауна, 1581 г.
Ядром, с которого и вокруг которого началось формирование города, был орденский замок, который при основании в 1255 году получил название «Королевская гора» (по-латински Regiomontum, позже Regiomonti, по-немецки Königsberg). До 1721 года официально название Кёнигсберг носил только замок, хотя задолго до этого в быту население объединило под этим именем и три прилегающих города. В период с 1773 по 1945 гг. город являлся центром провинции Восточная Пруссия.
У стен замка возникло поселение, которому ландмейстером Пруссии Конрадом фон Тирбергом были даны городские права 28 февраля 1286 года (кульмский «типовой устав»). Так как рост города был ограничен городскими стенами, вокруг начали расти другие поселения. В 1300 году поселение Лёбенихт также получило городские права. Во избежание путаницы первоначальное поселение получило название Альтштадт, то есть «старый город». Третьим кёнигсбергским поселением, получившим городские права, стал Кнайпхоф в 1327 году.
После тринадцатилетней войны 1454—1466 гг. Тевтонский Орден признал себя польским вассалом и переместил свою столицу в Кёнигсберг из Мариенбурга (ныне Мальборк в Польше). В 1525 году Великий магистр Тевтонского Ордена Альбрехт преобразовал теократическое государство в светское Прусское Герцогство, подвластное Польше, а сам стал герцогом. Столицей нового государства стал Кёнигсберг. В 1544 году в городе открылся университет, названный впоследствии Альбертиной — по имени герцога Альбрехта.
Такой «тройной» город, который фактически был единым, но состоял из трёх административно независимых частей (каждый из трёх кёнигсбергских городов имел свою ратушу, своего бургомистра, собственный суд и т. д.) просуществовал до 1724 года, когда три города, многочисленные посёлки, посады и предместья, а также замок, который до этого не входил в состав ни одного из городов, а имел особый статус правительственной резиденции, были объединены в единый город Кёнигсберг. В XIX веке город значительно вырос. В 1782 году в городе было 31 368, в 1888 — 140 909, в 1910 — 249 600, в 1939 году — 373 464 жителей.

В XX веке город значительно расширился, вышел за пределы оборонительного кольца.

В августе 1944 года Кёнигсберг, в основном его центр, был разрушен британской авиацией. Погибло много мирных жителей, сильно пострадал замок. Позднее город был взят штурмом советскими войсками, а 4 июля 1946 года после смерти Михаила Ивановича Калинина Кёнигсберг был переименован в Калининград.

Три средневековых города Кёнигсберга

Аналитический материал

Основные темы средневекового города:
- Колониальная деятельность Ордена в середине XIII в.;
- Перекресток торговых сухопутных дорог, водных и морских путей;
- Духовная связь с образом Небесного Иерусалима;
- Элемент системы европейской интеграции – Ганзейский союз;
- Кульмское право как основополагающий юридический и градостроительный канон;
- Среднее количество жителей: 3-5 тыс. жителей;
- Привлеченный градостроительный опыт и удаленные архитектурно-градостроительные традиции;
- Принципы формообразования: небольшая территория, ограниченная городской стеной, с ландшафтным подчинением Замку, регулируемыми въездами и двумя главными транзитными улицами «Ландгассе»;
- Панорамное восприятие города (силуэт);
- Геометрия и регулярность планировки;
- Градостроительная единица – квартал;
- Строительные нормы и предписания (технология строительства «фахверк/кирпич»);
- Наличие слобод и обслуживающих хозяйственных территорий;
- Транспортная схема регулируется расположением ворот в городской стене.

Формирование трёх средневековых городов Альтштадта, Кнайпхофа и Лёбенихта шло на основе исторических дорог, ведущих из Литвы на Замланд и из Самбии в Натангию. Эти направления частично сохранились и к концу XIII века стали элементами планировочной структуры. За строительством Орденского замка последовало образование городских инфраструктур европейских средневековых поселений (каждое из них имело свои ратушу, рынки, церкви, крепостные стены, рвы, ворота, мосты и слободы). Замок существовал в качестве защитного и доминирующего начала с плотно застроенным партером расположенной рядом городской застройкой. Создание в этот период принципа главной архитектурно-градостроительной пары Замок-Собор сформировало специфику панорамы Кёнигсберга.

Средневековье, устремлённое «в божественное небо», было ориентировано на тексты священного Писания и находилось под сильным влиянием церковного свода идей на обыденную жизнь. «Новый Иерусалим» был недостижимым идеалом‚ но он существовал в сознании горожан и администрации Тевтонского ордена.

Закладка квартальных форм, их размеров и пропорций происходила на основании существовавших на тот период «опытных» образцов средневековых городов и традиций строительства в колониях. В последующие периоды развития Кёнигсберг сохранил общую планировочную основу и знаковые объекты с поэтапным насыщением планировочных и архитектурных форм. Строительство крепостных стен определило и зафиксировало на длительный период неизменные территориальные размеры трёх средневековых городов, которые существовали в таком виде до объединения в 1724 г., с одновременным присоединением территорий близлежащих пригородов (слобод).

Это была дата де-факто завершения средневековья (как образа жизни и принципов жизнестроительства) в Кёнигсберге.

Градостроительные этапы развития города - II ЭТАП (конец XIII - конец XVI вв.)¹

Ключевое событие данного этапа – образование трех самодостаточных градостроительных единиц и субъектов средневекового городского права: городов Альтштадт (1286 г.), Лебенихт (1300 г.), Кнайпхоф (1327 г.), с последующим включением их в 1340 году в систему европейской интеграции – Ганзейский союз.

Общая градостроительная культура (архетип) трех городов генетически соответствует градостроительной типологии римских военных городов II в. н.э. (Ламбезис, Тимгад, Гераса), основа которых – регулярный «гипподамов» план.

Сравнительный анализ планирования Кенигсберга и элементов римских военных городов выяв-ляет многочисленные сходства: длинная улица Альтштадта (А-А) Лангассе (Московский про-спект) – декуманус максимус; длинная улица Кнайпхофа (В-В) Кнайпхофише Лангассе (Ленинский проспект) – кардо; место их пересечения (башня Альтштадтской кирхи, ворота Штайнтор) – тетрапил с храмом.

В результате христианского переосмысления решетки регулярного плана, происходит его новая трактовка - как многократное повторение латинского креста. С использованием этого феномена в градостроительстве, таким образом, решались миссионерские, охранно-ритуальные и сакральные цели.

На данном этапе был определен и зафиксирован первый масштаб города, равный в диаметре приблизительно 500 метрам, а масштабная характеристика каждого города соразмерна пространственно-ландшафтной единице острова Кнайпхоф.

Структурным элементом генерального плана средневекового города выступал квартал, называемый «наледие» и состоящий из двух рядов участков, застроенных по красной линии ограничивающих его улиц. Существовали полные и половинные наследия и так называемые «буден», или палатки, каморки. Разные участки предназначались для жителей разной степени зажиточности.

Стилевой период второго этапа включает в себя готику и ранний ренессанс, а его генетический код – имперская древнеримская регулярность .

Фасад и типология жилого дома²

Эволюция убранства фасадов при-морских городов Балтики около 1400 - 1800 гг.

Самые древние сооружения Кенигсберга были фахверковыми, но, уже начиная c XIV – XV вв. зажиточные горожане строили дома из кирпича, покрывая крыши черепицей. С конца XIV в. каждый из трех городов, составлявших Кенигсберг, имел собственные строительные предписания, регулировавшие возведение жилых домов из дерева и кирпича. В правилах строго регламентировались их длина, глубина и высота, а также взаимные обязанности соседей при строительстве, например, при устройстве обязательных кирпичных разделительных стен – брандмауэров.

Отличительной чертой строительства в Кенигсберге можно назвать определенный консерватизм, сказавшийся в сохранении средневековой градостроительной структуры центральной части города, просуществовавшей в почти неизменном виде до начала XX в. Кроме того, наблюдалось определенное временное отставание, обусловленное отдаленностью города от основных художественных центров Европы.

За исключением крупных общественных зданий, большинство жилых домов средневекового трехградья были сотканы из рядов блокированных домов – они стояли сплошной линией зданий высотой приблизительно 8,6 м и глубиной около 20 м. Эта традиционная для балтийских городов средневековая структура застройки опиралась на Кульмское городское право. Отсюда кратность большинства фасадов кульмской «мерной трости» − старой (4,32 м) или новой (4,707 м). Стандартный фасад, выходящий на улицу, составлял две трости в ширину и 8,6 м в высоту (от 1-го этажа до желоба). Таким образом, стиснутые этим историческим уложением, даже состоятельные граждане не могли продемонстрировать своё богатство шириной фасада; единственное, что могло показать их вкус и вес, – богатое убранство входного портала и фронтон.

В результате своего эволюционного развития три средневековых города надолго сохранили свои первоначальные размеры и масштаб застройки, претерпевали изменения только архитектурные формы и стили. Самым устойчивым и преемственным градостроительным элементом явилась основная градостроительная решетка. Сложившаяся еще в Средние века застройка сохранялась в Кенигсберге достаточно долго и занимала большую часть территории центра, причем в XVIII в. велось широкое строительство городских усадеб внутри круга земляных укреплений, сделанных «на вырост», с большим пространственным размахом.

Архитектура Кенигсберга развивалась в течение столетий в русле художественных стилей, характерных для южного побережья Балтики. Средневековую «кирпичную готику» в XVI в. сменил ренессанс в его североевропейской версии, вошедшей в историю под названием маньеризма, который наблюдается при переходе от Средневековья к Новому времени в региональных школах заальпийских стран.

Сегодня значение настоящего средневекового ядра возрастает из-за появления имитаций и ложных представлений о средневековье и об историческом Кёнигсберге (строительство комплекса «Рыбная деревня») поэтому необходим прецедент аутентичной истории со смещением акцентов и уводом современных имитаций на второй план.

Структурно-средововым методом можно выделить «Большое» (главное, торжественное: Собор, биржа, ратуши) и «Малое» (жилая застройка, повседневность, быт средневековья).

Архитектурные сюжеты: подчиненный Замку партер застройки у подножия горы, архитектурная пара «Замок/Собор»; «площадь/ратуша», «площадь/фланкирование историческими фасадами», силуэт из архитектурных доминант, уличный фронт застройки.

Водный фасад трёх городов формировался на основании двух процессов: - как результат сноса городских оборонительных стен и застройки освободившейся территории домами, специфически ориентированными (но не всегда) на воду; - как необходимость портовых (складских) функций внутри города.

Впоследствии (в ХIХ веке) в Кёнигсберге стала распространяться общеевропейская тенденция общественных причальных стенок для хранения частных небольших лодок и яхт, и это стало третьей функцией, как элемент частной «роскоши жизни в городе у живой воды».

Экспертные предложения

Средневековое ядро не должно быть большим и соответствовать масштабу всей восстанавливаемой строительной субстанции исторического города. В ядро должны войти элементы/фрагменты трех средневековых городов (представлять их), и представлять по возможности целостную картину/характеристику средневековья с демонстрацией средневековых строительных технологий и образа жизни. Это может быть группировка нескольких объектов, связанных между собой локальным туристическим маршрутом.

Ценности (объекты и элементы среды) предлагаемые к восстановлению

Объектный метод

Площадь перед Кафед-ральным собором, 1716. Источник: Музей Кенигсберга в Дуйсбурге.

1. Средневековая площадь

Понятие средневековой площади включает практически любое открытое пространство с общественно-торговой функцией (рынок), образованное фасадными линиями застройки. Объекты к восстановлению – Большая Соборная площадь, Малая Соборная площадь, Рыбный рынок, Липовый рынок.

2. Средневековая доминанта

Объекты к восстановлению – продолжение реставрации Кафедрального собора и средневековое окружение собора, восстановление масштабности, соотношения «Собор – застройка». После восстановления исторического окружения собора – в первую очередь здания университета Альбертины (1569 г.) – он вновь станет восприниматься сообразно первоначальному замыслу. Восстановление более древней застройки на месте Кнайпхофской Гимназии 1865 г. постройки также обусловлено стремлением вернуться к гармоничному сочетанию застройки набережной и величественного объема собора [Б. Кестер].

3. Средневековая улица

Необходим фрагмент средневековой улицы для полного восприятия среды средневекового города. Объекты к восстановлению – Магистерштрассе или Поперечная.

4. Средневековый квартал

Объекты к восстановлению – кварталы Альтштадта №№ 1, 2, 3; Кварталы Кнайпхофа №№ 1, 2, 3, 7, 8 (см. экспертное предложение по Альтштадту, Кнайпхофу). Важно понимать, что к восстановлению здесь предлагается не собственно средневековая застройка, практически полностью реконструированная к концу XIX века, но средневековая планировочная структура, в рамках которой развивались архитектурные стили, оформлялись фасады. Метод восстановления застройки – восстановление масштабов и габаритов в современных строительных материалах и техниках с включением восстановленных в подлинных строительных материалах исторических фасадов. В качестве основы предлагаются разработки Б. Кестера.

5. Средневековая набережная

Объекты к восстановлению – кварталы Альтштадта №№ 1,2,3; кварталы Кнайпхофа №№ 5,6,7 .

6. Средневековый мост.

Объекты к восстановлению – Кузнечный мост, Деревянный мост, Медовый мост .
Вид на Кнайпхоф и Медовый мост со стороны Липового рынка, 1840 г.

7. Средневековая крепостная стена

Объекты к восстановлению – Голубая башня.

Средовой метод

1. Средневековые детали жизни

Элементы средневековой городской традиции, в том числе и трансформированные к сегодняшнему дню. Например, желательно, чтобы все дома имели, помимо номера, ещё и хаус-марку или специально оформленный входной портал.

2. Строительные приемы и материалы

В качестве строительных материалов здесь предпочтителен и фахверк, и кирпич ручной формовки (б/у и новый), и известь в качестве связующей основы.

3. Средневековая топонимика

Топонимика исторических городов сохраняется дольше, чем архитектура или от-дельные строения. Поэтому в случае возникновения «новых исторических улиц» предлагаем возвращать им старые имена, а элементам ландшафта – старые топонимы (например, «Фруктовая набережная» на месте Фруктового рынка, или «улица Святого Духа»).

4. Образ жизни (обитатели)

Манера общения (нравы), стиль поведения (попадание в прошлое), особый вид торговли (торг, ярмарка), одежда (исторические костюмы), язык (наречие), кухня (трактир, харчевня), визуальная историческая атрибутика, вспоминание исторических событий – «исторические реконструкции», сценки из жизни, бродячие артисты, средства передвижения и т.п. Типажи: чиновники, духовенство, ремесленники представители гильдий и цехов (средневековые профессии).

5. Статус территории

Предлагается к определению и выделению участка «средневекового города», а также возможной установки внутри него особой историко-культурной зоны со статусом «Достопримечательное место» (Кафедральный собор с эпитафиями, могила И. Канта, восстановленная Альбертина, памятник Альбрехту, брусчатка и тротуары средневекового периода, подпорная стена набережной «циклопической» кладки, найденные по области аутентичные элементы средневековой городской среды – перевезенный настоящий фахверк, металл, обработанный тесаный камень) Все это, вместе с археологическими артефактами, может составить открытый «Музей средневековой городской культуры» на ограниченной территории.

¹О. Васютин, «Историко-градостроительные этапы развития Кёнигсберга/Калининграда» (доклад 3.1.4, стр. 38 -51). Материалы Международного симпозиума 15-17 июля 2005 г., «Калининград: образы будущего. Градостроительное развитие центральной части города».

²И. Белинцева, «Стилевые особенности архитектуры Кенигсберга в ХIII-ХХ вв.» (доклад 3.1.6, стр. 58 -72). Материалы Международного симпозиума 15-17 июля 2005 г., «Калининград: образы будущего. Градостроительное развитие центральной части города».