Иcторико-культурное исследование

Содержание главы

XIIПарадеплацParadeplatz

Университетская площадь

 

Историческая справка

Парадная площадь и Университет Альбертина

Парадеплац, 1940-1944 гг.
Источник: Bildarchiv Ostpreussen.
Аркада главного здания университета Альбертина на Парадеплац, 1930-е гг. Конный памятник королю Фридриху Вильгельму III на Парадеплац, 1920-е гг.

В 1509 году по указу Фридриха Саксонского, великого магистра Тевтонского ордена, с северной стороны Королевского замка был заложен сад. В нём росло множество деревьев и кустарников, но более всего была известна многовековая липа, под её кроной сановные чиновники и государственные мужи Пруссии любили принимать гостей. В лютую зиму 1709 г. эта древняя липа вымерзла. Впоследствии сад (по принадлежности короне) получил имя Королевского.

Когда три средневековых города (Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт) объединились в 1724 г., став Кёнигсбергом, возникла проблема новой главной площади объединённого города (в каждом средневековом городе была своя главная площадь). Восточная Пруссия становится частью Бранденбургско-Прусского королевства и Кёнигсберг получает статус города — королевской резиденции. В 1740 году умирает Фридрих Вильгельм I, и власть переходит к его сыну, коронованному под именем Фридрих II. Кенигсберг новый правитель не любил и, проведя скромную коронацию, отбыл в столицу, повелев лишь создать к северу от замка, на месте старого королевского сада, парк.

Почти шестьдесят лет спустя перед королём Фридрихом Вильгельмом III встала проблема: создать главную репрезентативную площадь для своей резиденции. Выбор его падает на Королевский сад. В 1806 году в Королевском саду построили Городской театр (который позднее стал Оперным театром); а в 1809 г. Фридрих Вильгельм III подарил Королевский сад Кенигсбергу с условием «никогда не менять планировку сада». И со временем Королевский сад превратится в Парадную площадь Кенигсберга. В августе 1851 года благодарные жители Кенигсберга в самом центре площади открыли конный памятник королю Фридриху Вильгельму III.

В день 300-летия университета Альбертина, в 1844 г., король Пруссии Фридрих Вильгельм IV заложил первый камень в фундамент нового здания Альбертины на Парадеплац. Бывший Королевский сад постепенно застраивался по периметру зданиями с важнейшими для королевства функциями (здесь уже была Опера, планировалось к постройке здание юстиции), и новое здание университета обещало определить стиль всей Парадеплац (классицизм был традиционно «королевским стилем»). Сама площадь была на тот момент по сути обширным сквером, которому надлежало придать форму, не меняя его контуров (периметра), что и попытался сделать один из лучших немецких архитекторов того времени Фридрих Штюлер. Здание в неоренессансном стиле с галереей, скульптурами на крыше и барельефами на фасаде из жёлтого клинкерного кирпича было открыто спустя 18 лет и было рассчитано на 500 человек. Замысел архитектора восходил к итальянским университетским галереям: он собирался всю Парадеплац обустроить крытыми галереями с четырёх сторон, и, если бы Штюлеру это удалось, город получил бы настоящую градостроительную жемчужину.

Горельеф с конной статуей герцога Альбрехта на фасаде нового здания университета Альбертина 1862 г.
Источник: Музей города Кёнигсберг.

Здание было богато украшено скульптурной пластикой. На уровне третьего этажа главного фасада размещался горельеф с изображением герцога Альбрехта на коне (скульптор Альберт Вольф). По обе стороны от горельефа четыре аллегорические женские фигуры олицетворяли Философию, Теологию, Юриспруденцию и Медицину — в соответствии с четырьмя факультетами. Многочисленные медальоны изображали выдающихся личностей университета; на восьми углах крыши также стояли женские аллегории наук. Роскошь фасадов университета и комплексное решение всей Парадеплац с конной статуей королю Фридриху Вильгельму III сразу превратили их в достопримечательность Кёнигсберга. Вскоре появилась скульптура Иммануила Канта работы Христиана Рауха, и теперь Парадеплац без преувеличения стала самой скульптурно богатой площадью Кёнигсберга.

В 20-х годах ХХ века назрела необходимость расширения здания Альбертины. Проект пристройки выполнил архитектор Роберт Либенталь. Его проект существенно увеличил полезные площади университетского здания, не вступая в спор с великолепием главного фасада. Напротив университета встал многоэтажный Дом книги. Гладь Нижнего пруда использовалась университетом для праздников; на «университетском» озере также тренировались студенты гребного клуба, потому связь здания университета и озера была весьма активна. В конце Второй мировой войны университетский корпус и окружающие здания Парадеплац сгорели и стояли до 1960-х годов в руинах. Впоследствии остатки галереи разобрали, а здание восстановили в упрощённом виде: в нём расположилась сначала средняя школа, затем пединститут, который со временем получил статус университета.

Архитектурно-градостроительные элементы Парадеплац

− Территория первого городского поселения
− Королевский сад
− Элемент соединения районов Штайндамм и Нижний пруд
− Парадная площадь (Парадеплац)
− Архитектурно-градостроительный ансамбль классицизма (архитектор Фридрих Штюлер)
− Участие в ансамбле Новой Альтштадтской кирхи
− Главный въезд со стороны замка
− Регулярный зеленый партер
− Периметр застройки
− Новое здание университета Альбертина
− Богатство скульптурной пластики
− Городской театр (Оперный театр)
− Конный памятник королю Фридриху Вильгельму III
− Памятник Иммануилу Канту
− Памятник Фридриху Шиллеру
− Масштаб (высотная размерность застройки в 4-5 этажей)
− Советский пешеходный бульвар
− Бункеры

Аналитический материал

— В градостроительном смысле Парадная площадь (Парадеплац) — фрагмент малого распределительного кольца исторического Кёнигсберга, а также транзитное пятно между нынешним Ленинским проспектом и Нижним озером.

— В репрезентативном смысле это новая Главная (Парадная) площадь города — королевской резиденции с не до конца оформленным решением в традициях классицизма. Концентрация королевской светскости, по периметру обставленная крупными королевскими («федеральными») объектами: Университетом (здание подарил король), Оперой, конной статуей, статуей Канта (сбоку). (Площадь как полифонический объект). Галерея (неоконченная по всему периметру) − как архитектурное указание на две европейские традиции: галерея = неоклассика + университет.

— Парадеплац была ядром обновлённого бренда «Кёнигсберг — университетский и театральный город» (немецкий — советский — российский периоды, в последних двух театральный центр сместился). Она является «площадью» в европейском (немецком) смысле: обустроенной территорией с осмысленной зеленью (дендрологической идеей), мощением, скамьями, фонарями и символическими объектами.

— Регулярность классицизма (комплексный ансамбль) — в городе эта идея реализована отчасти только здесь, как часть «длинного» замысла.

— Развитой транзит: пешеходный и (был) автомобильный. Сейчас от транзита остался только транзит пешеходный.

Аэрофотосъёмка Кёнигсберга, вид на Парадеплац университет Альбертина, 1942-1944 гг. Источник: Bildarchiv Foto Marburg.

Скачать планшет

(Парадеплац,