Иcторико-культурное исследование

Содержание главы

VIIIБерега реки ПрегельPregel

Два берега реки

 

Историческая справка

Берега реки Прегель

Набережная Кёнигсберга, северный берег, 1925-1940 гг. Источник: Bildarchiv Ostpreussen. Набережная Кёнигсберга, северный берег, 1930-1942 гг. Источник: Bildarchiv Ostpreussen.

Прибрежный район Прегеля от Зелёного до Двухъярусного моста до XIX века развивался исходя из нескольких функций: это была зона «морских ворот» города — с таможней «Голландское бревно» и крепостью «Фридрихсбург» как вынесенного форта, охранявшего вход в с моря; и здесь были вспомогательные территории кёнигсбергского порта (альтштадтских Ластадий и кнайпхофской разгрузочной площадки западнее Зелёного моста). В XIX и начале XX века фортификационная функция сместилась ниже по течению и крепость Фридрихсбург разобрали, чтобы на её месте выстроить инфраструктуру нового века − железнодорожный узел. Тогда же были выстроены два моста через Прегель: собственно Железнодорожный (к вокзалу Пиллауер-банхоф, иначе Лиценскому, откуда шли составы в порт Пиллау) и затем Двухъярусный − в рамках выхода города за пределы оборонительных валов и использование рвов и крепостных территорий для ж/д сообщения.

Двухъярусный имперский мост

Металлический клёпаный двухъярусный имперский мост через Прегель был построен в 1926 году. Нижний ярус моста был отдан под движение автомобилей, верхний − поездов. Мост был снабжен горизонтальным поворотным механизмом: средняя его часть поворачивалась вдоль русла, обеспечивая проход судов. В 1945 году мост был взорван отступающими немецкими войсками; восстановлен в 1949 году, при этом поворотный механизм заменили на подъемный: средняя часть поднимается вверх меж двух башен.

Цитадель Фридрихсбург

Ворота форта Фридрихсбург, 1897 г.

Стоит сказать, что развитие железнодорожного узла города послужило причиной исчезновения крепости Фридрихсбург. Она была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма и служила запирающим бастионом русла реки Прегель. Крепость была последним словом фортификации того времени, поэтому через сорок лет её посетил и изучал здесь фортификацию и бомбардирское дело Пётр I. Считается, что впоследствии в России по приказу Петра было построено несколько фортов, образцом для которых служила Фридрихсбургская крепость.

В 1910 году крепость из-за утери военной функции снесли, освобождая место железнодорожному узлу и промышленному району при нём; в качестве напоминания о былой цитадели остались лишь ворота. Они были построены в 1852 году по проекту Ф. А. Штюлера в свойственном этому архитектору неоготическом стиле. Ворота были повреждены во время Второй мировой войны, долго оставались бесхозными. Реставрация их началась после передачи Музею Мирового океана, который внутри ворот и на прилегающей территории в 2012 году открыл экспозицию «Корабельное воскресение», посвящённую истории российского кораблестроения.

Аналитический материал

Фрагмент плана Кёнигсберга, 1904 г.

Рассматриваемая территория структурно членится бывшим Железнодорожным мостом на подзоны, каждая из которых имеет свои «оттенки характера». Любопытно, что если реку и набережные делит мост, то прибрежные территории этой части города структурно делятся: с юга — Философской дамбой (остатками этой улицы и её трассировки); с севера — главной дугой железнодорожной ветки на Пиллау, идущей от Железнодорожного моста к одноименным воротам.

В восточной части зоны «Правый берег» главной линией освоения за последние 20 лет стало развитие этой территории как главной площадки Музея Мирового океана, который превратил этот фрагмент набережной в Набережную исторического флота (ошвартовав здесь музейные суда) и который портовую (шпайхерскую) тему включил в тематику музея, создав на основе фрагментов старой застройки музейное пространство «Старый порт». Эта портово-музейно-океаническая тема будет продолжена строительством в начале бывшей Больверкгассе огромного сорокаметрового нового корпуса музея в виде шара с пристройками. Архитектура корпусов планируется «двухсторонней»: со стороны улицы фасады будут «краснокирпичными», беря генезисом красный кирпич шпайхеров, а со стороны реки − серыми и зеркальными, удваивающими таким приёмом впечатление от «зеркала воды». Эти проектные решения − крупный размер, красный кирпич и «тонированное стекло» речных фасадов − задают архитектурный характер этой территории. У набережной планируется стоянка судов.

Западная часть зоны «Правый берег» исторически была застроена шпайхерами из красного кирпича с характерными курдонёрами (полудворами). Сегодня проектные решения по поводу этой территории используют две темы: части набережной как транзитной городской зоны пешеходной + причальной стенки для малых судов и яхт. Все строения, которые планируются здесь к строительству, имеют отношение к морской тематике. Масштаб строений в карнизе ориентировочно лежит в высоте исторических размеров (12-15 м). В планах Музея Мирового океана выстроить здесь небольшую гавань для детской яхтенной школы и сформировать часть набережной на военно-историческую тему с перемещением сюда музейной подводной лодки. У набережной планируется стоянка судов.

В западной части зоны «Левый берег» основным историко-культурным объектом «памяти места» является Фридрихсбургская крепость, от которой остались только одноимённые ворота, историческая трассировка Философской дамбы и эскиз одного из участников международного воркшопа из Голландии, на котором он возрождал «по линии восточного фридрихсбургского рва» канал для яхт и застройки берегов «речными домами» со специфической архитектурой.


Скачать планшет

(Берега р. Прегель,