Иcторико-культурное исследование

Содержание главы

XVЭтапы и режимы регенерации

Современная территория проекта «Сердце города» характеризуется несколькими обстоятельствами:

— Советская эпоха градостроительства игнорировала исторический контекст поселения, а зачастую — откровенно его «стирала», реализуя тезис «Построим новый современный социалистический город на месте старого немецкого». Соответственно, были стёрты границы — за исключением естественных ландшафтных. Исторические зоны (на рассматриваемой территории их обнаружено двенадцать) «потерялись» в переустроенной структуре и ландшафте города. Ощущение «исторического ядра» города с 760-летней историей возникает лишь при некоторых обстоятельствах структурного и ландшафтного свойства, поддержанных немногими историческими зданиями (собора, биржи, шпайхеров, жилых зданий).

— В эпоху советского градостроения категорически уменьшилось количество малых и средних связующих элементов между зонами и их элементами или они приобрели «макроформы» с потерей активной городской функции (принцип «немного большого вместо множества малого»). Это мосты, площади (в 1940 г. на территории проекта «Сердце города» насчитывалось не менее десяти площадей, сейчас − одна), лестницы при перепаде высот, подземные переходы в уширенных частях, скверы и площади со скульптурной пластикой и пр.

— На территориях «Сердца города» в немецкое время активно использовался трамвай; плотность трамвайных линий была чрезвычайна. Сейчас в транспортном смысле большая часть зон территорий «Сердца города» транзитная или отдалённая от общественного транспорта (например, левый берег реки Преголи), в силу своего «необщественного» характера.

— Берега Прегеля были максимально включены в городской оборот — как для торговли (в том числе с лодок), так и для портовых надобностей и в качестве причалов для лодок и яхт; т. е. Кёнигсберг был максимально повёрнут к реке и не мыслил себя без неё. Собственно, именно с Горы и Реки он когда-то начался. Калининград как город от реки максимально отвёрнут и её по сути игнорирует; до сих пор практически не проектируются и не строятся здания специфического жанра «дом у воды» (или «дом на набережной»).

Для реновации территорий проекта «Сердце города» следует сформулировать проектную идеологию, из которой будут вытекать способы проектирования и регенерирования объектов и принципов на данных территориях, регламенты строительные, градостроительные и инфраструктурные. Однако для острова Кнайпхоф прохождение сегодня через него трамвайной колеи несет риски, связанные с неустойчивым характером почвы острова.