Иcторико-культурное исследование

Содержание главы

XПередний Форштадт Vordere Vorstadt

Седельная и Биржевая площади

 

Историческая справка

Передний Форштадт и Седельная площадь

Биржа и Зеленый мост Лодки груженые фруктами на Прегеле, 1889-1914 гг. Источник: Bildarchiv Ostpreussen.

Предместье средневекового Кёнигсберга Форштадт располагалось южнее Кнайпхофа, на другом берегу Прегеля, и было соединено с Кнайпхофом двумя мостами — Зелёным и Потроховым (название последнего иногда переводят как «Работный»). Предместье вошло в городскую черту объединённого Кёнигсберга в 1724 г. Через Форштадт пролегали пути в Натангию и далее — в королевство, в столицу, в Берлин. До середины XVIII века это предместье (бывшее, кстати сказать, родиной Канта), располагавшееся в пойменной низине, подвергалось периодическим наводнениям и было изрезано каналами и дамбами. По дамбам пролегали маршруты прогулок Канта, отчего одна из них получила имя Философской дамбы; она огибала с юго-востока Фридрихсбургскую крепость и выходила к Прегелю в том месте, где впоследствии был построен Железнодорожный мост. Затем каналы засыпали, уровень грунта подняли и заново перепланировали территорию, готовясь к юбилею королевского дома. Главная улица в направлении «восток − запад» была названа Кайзерштрассе, многие малоэтажные дома были снесены и на их месте выстроили высокие здания в стиле модного тогда неоклассицизма. Территорию западней заняли сортировочная ж/д станция и комплекс строений железной дороги, для чего снесли выстроенную ранее Фридрихсбургскую крепость и парк Фридриха, окружавший фортификационное сооружение с юго-востока. Из старинных зданий Форштадта сегодня сохранился комплекс зданий госпиталя св. Георга, учреждённого ещё Орденом (сегодня средняя мореходка), возле которого в выходные дни разворачивалась ярмарка, да комплекс зданий Янтарной мануфактуры (ныне планируется к реконструкции для размещения там подразделений Музея янтаря и Музея Мирового океана).

В нашем случае представляет особый интерес городской узел «Седельная площадь — улица Большая Крановая», а также здание Биржи и его ареал, очерченный мостами. Оба эти участка являлись «переходными» между континентом и рекой, между портовым (торговым) районом и жилым, между одним типом застройки со своей рациональностью (портово-складской в случае с Седельной площадью и торгово-репрезентативной в случае с Биржей) и общегородской, жилой; между средневековым городом и городом Нового времени.

Портово-складской район Седельной площади исторически принадлежал Кнайпхофу. Сама Седельная площадь (Заттлер-плац) образована с северной стороны фасадами шпайхеров набережной (улицы) Большой Крановой (Гроссекрангассе), а с южной стороны − улицей Банхоф (Вокзальной, позже Заттлер-гассе) и её фасадами, среди которых отдельно выделяется барочное здание Янтарной мануфактуры. Западная часть площади упиралась в несколько фахверковых складов; восточная отделялась от Форштадтише лангассе (Форштадтской долгой) двумя строениями. Название площади предположительно произошло от того, что когда-то на ней располагались мастерские по починке и изготовлению лошадиной упряжи, в том числе и сёдел. Стоит также отметить, что: 1) Иммануил Кант родился и вырос на Форштадте в отчем доме, который отстоит от Седельной площади на расстоянии примерно 200 м; 2) отец Канта по профессии был седельщиком; 3) по Форштадту, в 300 метрах от Седельной площади, проходила Философская дамба.

Биржа и Зелёный мост

Биржа и Зеленый мост

Зелёный мост был построен в 1322 году и был реконструирован лишь спустя 600 лет, в пору всеобщего переустройства городской инфраструктуры Кёнигсберга. Зелёный мост соединял Кнайпхоф и Форштадт, а название его происходит от цвета краски, в который традиционно красили опоры и пролётное строение моста, а также связано с тем, что основным цветом герба Кнайпхофа являлся зелёный. В XVII веке у Зелёного моста гонец раздавал прибывшие в Кёнигсберг письма. В ожидании корреспонденции здесь собирались деловые люди города, в ожидании почты обсуждали свои дела. Неудивительно, что именно в непосредственной близости от Зелёного моста в 1623 году была построена кёнигсбергская торговая биржа. В 1875 году на другом берегу Прегеля, но также в непосредственной близости от Зелёного моста, на 2020 сваях было построено новое здание торговой биржи.

Нетипичное для Кёнигсберга здание спроектировано архитектором К. Мюллером из Бремена в стиле итальянского ренессанса с элементами классицизма. И сама «южная» архитектура Генуи и Венеции, и «южный материал» фасада песчаник − очень непрактичный в сыром балтийском климате − демонстрировали стремление кёнигсбергских купцов указать на своё наследование купечеству итальянских городов. Здание было торжественно открыто в 1875 году и использовалось не только для торгов, но и для выставок и концертов. Оно состоит из большого двухсветного зала и крытой галереи, выходящей на реку. Зал биржи был вторым по величине в Кёнигсберге после Зала Московитов в Кёнигсбергском замке. К залу и галерее ведут раздельные лестницы: к галерее — со стороны Потрохового, а к залу — со стороны Зелёного моста, так что эти два главных пространства Биржи могли функционировать обособленно друг от друга. Интерьеры здания также были оформлены в стиле ренессанса.

Здание было украшено скульптурами работы кёнигсбергского мастера Эмиля Хундризера: двумя львами-щитодержателями по обеим сторонам лестницы у главного входа (сохранились) и четырьмя статуями, символизировавшими части света по углам крыши (аллегорические Азия, Африка, Америка и Европа — части света, с которыми торговало Кёнигсбергское купечество; статуи утрачены).

Здание биржи сильно пострадало в результате бомбардировок Кёнигсберга британской авиацией в 1944 году. После войны оно использовалось лишь в качестве декораций для фильмов о войне. В частности, в руинах биржи снимались заключительные сцены фильма «Отец солдата». В 1960 году зданию был придан статус памятника архитектуры республиканского значения, и только спустя 7 лет была проведена реконструкция здания, при этом внешний вид остался довольно близок довоенному, но интерьер был в значительной мере перепланирован. В советское время в здании Биржи располагался Дворец культуры моряков, сегодня − областной центр культуры молодёжи.

В 70-х годах ХХ столетия четыре моста Кнайпхофа из пяти были снесены, уцелел лишь Медовый. На месте Зелёного и Лавочного построили эстакадный мост.

Янтарная мануфактура

Набережная Прегеля
и Зеленый мост, 1907-1914 гг.
Здание Янтарной мануфактуры, угол
Заттлергассе и Кнохенштрассе, 1920-е гг.

Здание Кенигсбергской янтарной мануфактуры построено в 1899 году. С 1926 года в нём располагалась специально основанная янтарная мануфактура Кенигсберга, которая имела филиалы в Берлине и Данциге. Здесь располагались сортировочная фабрика, цех прессования и дирекция. В течение десяти лет скульптор Брахерт был художественным консультантом мануфактуры, изделия которой были известны по всей Европе. Численность рабочих к концу 1930-х годов составляла 2650 человек. Представительства мануфактуры были открыты в Париже, Лондоне, Вене, Брюсселе и Нью-Йорке. Изделия мануфактуры получили международное признание также благодаря участию во многих выставках, где они не раз отмечались высокими наградами.

В советское время здание принадлежало военным и использовалось под общежитие, в 2013 году передано Музею янтаря и Музею Мирового океана. Музей янтаря планирует разместить здесь экспозицию «Янтарная комната XXI века», открытые экспозиции, посвященные истории мануфактуры, мастерскую по реставрации янтаря, библиотеку и фондохранилище. Кроме того, здесь планируется создать лабораторию идентификации янтаря и лабораторию по изучению инклюзов. Во втором здании Музей Мирового океана разместит Центр морской культуры, где будут демонстрироваться экспозиция «Янтарная каюта» и коллекции, связанные с морской историей Кенигсберга-Калининграда.

Аналитический материал

Биржа + Юнкер-гартен

В тесной застройке Кнайпхофа и Переднего Форштадта, в их парном взаимодействии, сложилась уникальная ансамблевая композиция. В ней участвуют: здание Биржи, два моста — Потроховый и Зелёный, придающие естественные границы ансамблю; гладь реки между Биржей и Кнайпхофом (выполняющая функции водной площади) и пропорциональные по размеру относительно здания Биржи небольшой Юнкер-гартен (Юнкер-сад) и здание Магистериума на противоположном берегу. Вместе они составляли ансамбль, своеобразно проинтерпретированный в конкретной ситуации исторической застройки Кнайпхофа и Форштадта.

Биржа + советская застройка Переднего Форштадта

В советское время «парадный фасад» Биржи был развёрнут с севера на юг, с воды на сушу. С юга от здания устроили обширную площадь, не придав ей соответствующего статуса, а трактуя её как сквер перед магазинами. Два фланга площади застроили советскими типовыми многоэтажками с магазинами на первых этажах. Площадь выстроена по случайным размерам и не соотносится с пропорциями здания Биржи; оси площади-сквера ориентированы на вход в бывший Детский мир (с востока), а не на фасад Биржи, что является архитектурным нонсенсом.

Седельная площадь + набережная + Янтарная мануфактура

Седельная площадь композиционно устроена иначе, чем ареал Биржи, но вместе с ней она может составлять общую композиционную идею. На севере Седельной площади, на улице (набережной) Больших кранов (Гросскрангассе, Большая Крановая улица, перевод топонима пока не устоялся), расположены несколько шпайхеров, которые своими фасадами фланкировали с севера створ реки. Это композиционная и образная ценность для общей задачи данной зоны и соседствующих «Двух берегов реки»: выстроить для реки (или входящего по реке путешественника) сюжет «вхождения в исторический город». Этому служат и застройка (в том числе перспективная) в районе Музея Мирового океана, и рекомендации данного исследования по зоне левого берега до Двухъярусного моста. С юга площадь была обустроена несколькими зданиями, из которых самое известное (и к тому же сохранившееся) — это здание Янтарной мануфактуры с необарочным фасадом. Этот фасад составляет «удалённую пару» фасаду Биржи. С запада площадь, сужающуюся треугольником, фланкировали несколько фахверковых строений, которые также представляют сегодня ценность как образцы средневековой и постсредневековой «складской» портовой архитектуры.

Фрагмент водного фронта

В качестве фрагмента водного фронта набережная Больших Кранов, в отличие от Левого берега зоны «Два берега реки», застроена была более плотно: шпайхеры стоят узкими торцами к реке, между высокими семиэтажными вклинивались малоэтажные и меж ними — узкие продухи (переулки, идущие перпендикулярно к набережной), дающие свет на постоянно затенённую набережную. Этот характер − «частая застройка высокими зданиями с плотными краснокирпичными фасадами, стоящими в паре со средней высоты шпайхерами, с множеством узких „проколов“ к набережной» − предлагается к дальнейшему воспроизводству при реновации данной набережной.

Кнохенштрассе и здание Янтарной мануфактуры

Скачать планшет

(Передний Форштадт,